В экономике и социальной сфере территорий Северо-Западной зоны сохраняются проблемы, обусловленные как внешними, так и внутренними факторами, требующие значительных временных и материальных ресурсов для их решения.
К числу основных проблем относятся следующие:
недостаточно высокая эффективность сельскохозяйственного производства, характеризующаяся невысокой урожайностью зерновых культур и продуктивностью животных;
недостаточные темпы технологической модернизации аграрного и промышленного производства;
недостаточная инвестиционная привлекательность экономики, в том числе для финансирования предприятий на ранних стадиях развития;
ограниченные бюджетные возможности и недостаток собственных ресурсов предпринимательского сектора для инвестирования;
наличие факторов, сдерживающих развитие субъектов малого и среднего предпринимательства;
недостаточное и неравномерное развитие инфраструктуры сферы развлечений и сервисных услуг;
преобладание самостоятельных туристов на фоне недостаточности оборудованных кемпинговых зон и дефицита средств размещения;
недостаточные темпы жилищного строительства;
отставание темпов развития инженерной и транспортной инфраструктуры от потребности в развитии производственного и жилищного строительства;
недостаточный уровень развития материально-технической базы учреждений социальной сферы;
недостаток квалифицированных специалистов в экономике и социальной сфере.
Указанные выше проблемы во многом характерны для всех территорий Северо-Западной зоны Алтайского края. Отсутствие или затягивание их решения приведет в среднесрочной перспективе к дальнейшему ухудшению ситуации в Северо-Западной зоне и нарастанию диспропорций развития в целом по Алтайскому краю за счет оттока основных ресурсов в другие территории.
В то же время Северо-Западная зона обладает значительными конкурентными преимуществами, связанными с экономической и социальной освоенностью территории, экономико-географическим положением (место прохождения важнейших транспортных магистралей), диверсифицированной экономикой, наличием привлекательных туристических активов, близостью к крупным рынкам сбыта.