Недействующий

Об утверждении государственной программы Алтайского края "Содействие занятости населения Алтайского края" (с изменениями на 18 декабря 2019 года)



1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы


Фактором, определяющим необходимость разработки и реализации государственной программы, является социальная значимость повышения эффективной занятости населения Алтайского края.


По данным Алтайкрайстата, в последние годы ввиду снижения численности трудовых ресурсов численность экономически активного населения края также имеет тенденцию к снижению. Вместе с тем эти процессы в настоящее время не оказывают существенного влияния на обеспеченность экономики региона трудовыми ресурсами. Алтайский край остается трудоизбыточным и входит в число 18 регионов с напряженной ситуацией на рынке труда (приказ Минтруда России от 29.05.2013 N 230н "Об утверждении перечня территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда в 2013 году"), определенных в соответствии с Правилами отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2000 N 875.


Среднегодовая численность занятых в экономике края стабилизировалась и сохраняется на уровне 1 млн 78 тыс. человек. Уровень занятости населения в Алтайском крае в посткризисный период имеет тенденцию к росту: за период 2009 - 2012 годов с 59,0% до 60,9%, но еще остается ниже, чем в Сибирском федеральном округе (61,9%) и Российской Федерации (64,9%).


Для Алтайского края характерен более высокий уровень занятости в городской местности, где показатель за эти годы увеличился с 59,0% до 61,7%, чем в сельской - с 55,2% до 59,9%, а также свойственно преобладание занятости мужчин: за период 2009 - 2012 годов среди мужчин уровень занятости вырос с 61,5% до 67,5%, среди женщин - с 53,5% до 55,1%.


Вместе с тем в долгосрочной перспективе потенциальным риском для обеспечения потребностей экономики края в рабочей силе является прогнозируемое сокращение численности населения и трудовых ресурсов.


Резервом для обеспечения развивающейся экономики необходимыми трудовыми ресурсами в перспективе будет являться пополнение рабочей силы за счет:


высвобождения в условиях роста производительности труда и оптимизации численности работников организаций;


вовлечения в трудовую деятельность женщин, воспитывающих малолетних детей, посредством решения проблемы совмещения ими семейных обязанностей и трудовой деятельности (обостряющейся в ходе реализации демографической политики, направленной на повышение рождаемости);


повышения занятости граждан пенсионного и предпенсионного возраста, что позволит также решить проблему высокой социальной нагрузки на молодое поколение работающих;


повышения миграционной привлекательности региона для квалифицированных работников.


В крае наблюдается тенденция изменения структуры занятых в экономике по видам экономической деятельности. За период 2005 - 2012 годов выросла доля занятых в сфере оказания услуг с 47,7% до 51,6% (среднероссийский уровень - 56,0%), снизилась в обрабатывающих производствах - с 16,0% до 13,0% (среднероссийский уровень - 15,0%), а также в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - с 20,7% до 19,5% (среднероссийский показатель - 9,0%). При этом доля занятых в организациях государственной и муниципальной собственности сократилась с 36,0% в 2005 году до 30,0% в 2012 году, а в частном секторе возросла с 57,0% до 63,0% соответственно.


Важная роль в повышении уровня жизни населения, привлекательности рабочих мест для молодых специалистов и квалифицированных работников отводится улучшению условий и обеспечению безопасности труда на рабочих местах.


Основой для принятия мер по уменьшению негативного воздействия производственных факторов на здоровье работников являются результаты специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда). За последние пять лет (с 2009 по 2013 год) аттестация проведена на более чем 300,5 тыс. рабочих мест, что составляет 62,0% их общего количества. Только в 2013 году аттестованы 67,2 тыс. рабочих мест, что на 6,5% больше, чем годом ранее (63,1 тыс. рабочих мест). Более чем в пять раз выросли затраты на охрану труда в расчете на одного работника (в 2005 году - 1802 рубля, в 2013 - 9793 рубля).


Проводимая работа способствует снижению уровня производственного травматизма. Так, коэффициент частоты производственного травматизма уменьшился с 4,9 до 2,8 пострадавших в расчете на 1000 работающих, число случаев со смертельным и тяжелым исходами уменьшилось в 1,7 раза (с 313 человек до 185 человек). Вместе с тем значителен сегмент занятости в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. В 2013 году он составлял 33,3% от занятых в организациях края. Выше среднего по краю этот показатель зарегистрирован при производстве кокса и нефтепродуктов (77,7% работников), при добыче полезных ископаемых (59,9% работников), в химическом производстве (50,2%), при производстве транспортных средств и оборудования (47,8%), в целлюлозно-бумажном производстве (42,0%). Следствием неудовлетворительных условий на рабочих местах является низкая привлекательность труда для квалифицированных работников и молодежи.