Недействующий

Об утверждении государственной программы Алтайского края "Содействие занятости населения Алтайского края" (с изменениями на 18 декабря 2019 года)



1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 4


В связи с повышением пенсионного возраста возникла необходимость принятия дополнительных мер по сохранению и развитию занятости граждан предпенсионного возраста.


Первыми поколениями, которых коснутся изменения параметров пенсионной системы, преимущественно являются мужчины 1959 года рождения и женщины 1964 года рождения. В Алтайском крае их численность составляет 17,6 тыс. и 15,1 тыс. человек соответственно.


В 2019 году численность граждан в предпенсионном возрасте (за пять лет до возраста, дающего право на страховую пенсию по старости на общих основаниях, без учета специального стажа, дающего право на досрочную пенсию), составит 96,0 тыс. человек (мужчины - 52,5 тыс. человек, женщины - 43,5 тыс. человек).


Изменение параметров пенсионной системы снизит потенциальный риск нехватки трудовых ресурсов для отраслей экономики, потребности которой в кадрах растут. Ежегодно в Алтайском крае создается новых и модернизируется не менее 14,0 тыс. рабочих мест. В 2017 году в органы службы занятости работодатели различных сфер деятельности заявили 160,2 тыс. вакансий.


Повышается инвестиционная активность предприятий. В 2017 году на развитие экономики и социальной сферы края использовано 84,2 млрд рублей инвестиций в основной капитал, или 110,3% к уровню предыдущего года. В стадии реализации находятся 10 крупных инвестиционных проектов, в рамках которых предусмотрено создание 2,2 тыс. рабочих мест.


Для Алтайского края, как в целом для Российской Федерации, характерно увеличение количества рабочих мест с высокими требованиями к уровню квалификации работников. В связи с этим возникает необходимость максимально эффективного использования трудового потенциала работников всех возрастов.


Доля граждан в предпенсионном возрасте, обратившихся в органы службы занятости Алтайского края, в общем числе обратившихся ежегодно составляет 6 - 7%. В 2017 году за содействием в поиске работы обратились 5,8 тыс. человек данной возрастной категории, трудоустроены - 2,8 тыс. человек.


Основой для сохранения и развития занятости граждан предпенсионного возраста является освоение новых способов решения профессиональных задач, обновление знаний и навыков в условиях быстрой модернизации производственных процессов.


В ноябре 2018 года проведен опрос более 2,5 тыс. граждан, которые в 2019 году достигнут предпенсионного возраста, или 2,6% от общей численности лиц указанной категории. Среди опрошенных 76,4% являются работниками предприятий различных сфер деятельности, 23,6% - гражданами, состоящими на учете в органах службы занятости. Согласно результатам опроса 18,9% опрошенных заинтересованы в прохождении профессионального обучения и получении дополнительного профессионального образования. Наиболее удобными формами обучения, в том числе для работающих граждан предпенсионного возраста, являются дистанционная и очно-заочная - 7,4% и 6,2% соответственно.


В этой связи и с учетом повышения пенсионного возраста разработана подпрограмма по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования для граждан предпенсионного возраста.


Особенностью работы с данной категорией граждан является достижение ими к предпенсионному возрасту максимума профессиональной компетентности, и обучение совершенно новым для них навыкам не всегда целесообразно и удобно для них самих. Важно обеспечить таким работникам возможности приобретения навыков и компетенций, позволяющих обогатить уже имеющиеся у них профессиональные навыки, найти им практическое применение.


Подпрограмма содержит комплекс мероприятий, направленных на создание условий полноценной профессиональной самореализации граждан предпенсионного возраста в качестве квалифицированного специалиста, востребованного современным рынком труда.


Кроме того, в рамках подпрограммы предусмотрено направление по развитию наставничества как социально значимого механизма воспитания и обучения молодых работников.


Реализация подпрограммы обеспечит возможность развития профессиональной компетентности граждан предпенсионного возраста, создаст экономические и социальные условия для недопущения их дискриминации в связи с увеличением пенсионного возраста и будет способствовать продолжению трудовой деятельности как на прежних, так и на новых рабочих местах в соответствии с их профессиональными навыками и физическими возможностями.