Недействующий

Об утверждении государственной программы Алтайского края "Содействие занятости населения Алтайского края" (с изменениями на 18 декабря 2019 года)



1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1


В целом тренд общей безработицы в Алтайском крае совпадает с общероссийской тенденцией, при этом в динамике по годам этот показатель выше, чем в среднем по России на 0,4 - 3,9 процентных пункта. Доля женщин среди безработных в Алтайском крае, так же как и в России и в Сибирском федеральном округе, составляет 41,0 - 46,0%.


Ситуация на регистрируемом рынке труда начиная с 2011 года стабилизировалась. В 2013 году впервые за многие годы зарегистрирована рекордно низкая численность безработных - менее 20 тыс. человек и уровень безработицы - 1,4% к численности рабочей силы. Среди безработных граждан доля лиц в возрасте до 30 лет составляет 38,6%, что лучше среднероссийского показателя (43,1%) и среднего значения по Сибирскому федеральному округу (40,8%).


(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 09.04.2018 N 109)


Положительные изменения связаны с ростом производства, инвестиционной активностью предприятий, развитием малого и среднего бизнеса и, как следствие, увеличением спроса на работников. В результате роста количества заявленных вакансий со 121,5 тыс. единиц в 2005 году до 152,6 тыс. единиц в 2013 году в крае наметилась устойчивая тенденция к снижению коэффициента напряженности на рынке труда. Численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию уменьшилась с 15,4 человека на начало 2006 года до 1,4 человека на начало 2014 года. В 2013 году впервые зафиксировано превышение количества свободных рабочих мест по сравнению с числом официально зарегистрированных безработных в 10 территориях края.


В настоящее время в органах службы занятости с учетом изменяющихся требований рынка труда сформирован перечень из 100 основных профессий в различных видах экономической деятельности, по которым отмечается устойчивый спрос на работников: специалисты с инженерно-техническим образованием, наладчики станков и оборудования, операторы линий в производстве, специалисты-технологи сельскохозяйственного производства (агрономы, зоотехники, ветеринарные работники и др.), техники-технологи в пищевой промышленности, работники сферы общественного питания, учителя, врачи, а также профессионалы в области информационных технологий.


Вместе с тем при устойчивом неудовлетворенном спросе на работников численность безработных граждан остается высокой. Это обусловлено территориальным, а также качественным и количественным несоответствием спроса и предложения рабочей силы, ее низкой трудовой мобильностью.


Отличительной особенностью края является значительная доля сельского населения - 45,0%. Это один из наиболее высоких показателей в Российской Федерации (в среднем по стране количество сельских жителей составляет 26,0%, по Сибирскому федеральному округу - 28,0%). В связи с тем, что значительная часть рабочих мест сосредоточена в городах, наиболее сложное положение на рынке труда региона отмечается в сельской местности, где проживает 77,0% официально зарегистрированных безработных граждан и имеется 19,0% всех вакансий края. В результате сохраняется существенная дифференциация уровня регистрируемой безработицы по поселенческому аспекту. По состоянию на 1 января 2014 года в 29 муниципальных образованиях Алтайского края уровень безработицы превышал среднекраевой показатель более чем в 2 раза.


На регистрируемом рынке труда также имеет место структурная безработица - несоответствие вакансий, предоставляемых работодателями, образовательному и квалификационному уровню безработных граждан, стоящих на учете в органах службы занятости. Так, более 70,0% заявленных вакансий (за 2013 год - 109,1 тыс. единиц) - по рабочим профессиям, в то же время лишь 42,0% безработных граждан имеют начальное или среднее профессиональное образование (за 2013 год - 22,2 тыс. человек).


Анализ спроса и предложения рабочей силы по сферам экономической деятельности показывает, что относительный количественный баланс спроса и предложения сложился только в финансовой деятельности (в 2013 году численность обратившихся граждан составила 1,0 тыс. человек, количество вакансий - 1,2 тыс.) и производстве и распределении электроэнергии (4,2 тыс. человек и 6,0 тыс. вакансий).


Дефицит рабочей силы наблюдается в таких видах экономической деятельности, как сельское хозяйство (в 2013 году численность обратившихся граждан составила 16,1 тыс. человек, количество вакансий - 22,1 тыс.), добыча полезных ископаемых (0,8 тыс. человек и 2,7 тыс. вакансий), обрабатывающие производства (8,9 тыс. человек и 24,0 тыс. вакансий), строительство (2,7 тыс. человек и 6,2 тыс. вакансий), оптовая и розничная торговля (10,0 тыс. человек и 20,2 тыс. вакансий), гостиницы и рестораны (1,0 тыс. человек и 3,5 тыс. вакансий), транспорт и связь (3,5 тыс. человек и 6,3 тыс. вакансий), операции с недвижимым имуществом (1,9 тыс. человек и 7,9 тыс. вакансий), государственное управление и обеспечение военной безопасности (6,9 тыс. человек и 11,0 тыс. вакансий), образование (20,3 тыс. человек и 24,9 тыс. вакансий), здравоохранение и предоставление социальных услуг (4,8 тыс. человек и 20,2 тыс. вакансий), предоставление коммунальных услуг (2,7 тыс. человек 4,9 тыс. вакансий).


Также на рынке труда существует проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин (социальных, физических и иных) являются наименее конкурентоспособными. К ним относятся женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители детей-инвалидов, инвалиды, граждане предпенсионного и пенсионного возраста, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных организаций без опыта работы) и другие категории граждан (лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы).


В связи с вышеизложенным возникает необходимость реализации системы мероприятий, которая позволит комплексно решать проблемы, актуальные для рынка труда края в целом и отдельных его территорий, с учетом приоритетов развития региона на среднесрочную перспективу. С помощью программно-целевого метода необходимо обеспечить адресность инвестирования бюджетных средств, концентрацию сил на приоритетных направлениях государственной политики в сфере занятости населения, своевременное реагирование на возникающие изменения на рынке труда, координацию действий отдельных его участников.