Муниципальные образования, имеющие образовательные организации с обучением учащихся во вторую смену
N п/п | Муниципальное образование | 2015/16 учебный год | В том числе занимаются во 2 смену обучающиеся: | ||||
количество общеобразовательных организаций со второй сменой | в них классов | в них человек | 1 - 4 кл., чел./кл. | 5 - 9 кл., чел./кл. | 10 - 11 кл., чел./кл. | ||
1 | г. Ржев | 2 | 5 | 112 | 112/5 | 0 | 0 |
2 | г. Кимры | 2 | 4 | 115 | 115/5 | 0 | 0 |
3 | Кувшиновский район | 1 | 2 | 44 | 44/2 | 0 | 0 |
4 | Бологовский район | 6 | 21 | 430 | 430/17 | 0 | 0 |
5 | г. Вышний Волочек | 3 | 21 | 415 | 187/8 | 228/9 | 0 |
6 | г. Торжок | 3 | 24 | 578 | 294/12 | 284/11 | 0 |
7 | Калязинский район | 2 | 17 | 371 | 295/12 | 76/3 | 0 |
8 | г. Тверь | 29 | 276 | 7219 | 5018/202 | 2201/89 | 0 |
9 | Конаковский район | 6 | 25 | 495 | 475/19 | 20/1 | 0 |
Итого | 54 | 395 | 9779 | 6970/282 | 2809/113 | 0 |
В соответствии с проведенным мониторингом установлено, что 54 общеобразовательные организации (11% от общего количества) имеют классы с обучением во вторую смену. Численность учащихся в 2015/16 учебном году, занимающихся во вторую смену, составляет 9779 человек (8%).
6. Муниципальными образованиями проводятся мероприятия по обеспечению обучения учащихся в первую смену за счет расширения и сужения микрорайонов, относящихся к школам, составления гибкого расписания уроков, эффективного использования площадей, развития практики поточных лекций и других форм учебных занятий, привлечения специалистов для работы в школы, пользования на договорной основе ресурсами других учреждений и организаций; ремонта и реконструкции зданий и помещений.
Однако предпринимаемые меры не позволяют существенно изменить ситуацию со второй сменой.
7. Причинами сохранения второй смены являются:
демографический рост детского населения в регионе;
нехватка учебных помещений в связи с увеличением количества учебных часов по физическому воспитанию, выделением помещений для информационных центров/кабинетов в связи с введением новых предметов в учебный план, реализацией профильного образования, предусматривающего деление классов на подгруппы;
ограниченность бюджетных ресурсов для проведения капитального ремонта помещений, реконструкции и строительства школ;
износ зданий, требующий серьезных вложений;
выделение помещений для размещения дошкольных групп в зданиях общеобразовательных школ;
недостаток педагогических кадров и др.
8. В ряде муниципальных образований проблема двухсменного режима обучения не может быть снята без использования высокозатратных форм введения дополнительных мест - пристроя, реконструкции, строительства и приобретения новых объектов общего образования.
На первом этапе реализации Программы в 2015 - 2016 годах строительство школ необходимо в трех муниципальных образованиях Тверской области, имеющих наибольшую численность обучающихся во вторую смену и увеличение показателей демографического прироста населения школьного возраста: города Тверь, Торжок, Конаково. Прогнозируется потребность в строительстве 5 общеобразовательных организаций.
9. Решение задачи по переводу обучающихся на обучение в одну смену возможно ускорить при получении дополнительного финансирования за счет участия Тверской области в федеральной программе "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" в 2016 - 2025 годах.