Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА НА 2012 - 2016 ГОДЫ" (с изменениями на: 30.07.2013)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Деятельность управления образования администрации города Белгорода, муниципальных учреждений "Центр ресурсного обеспечения муниципальных образовательных учреждений" и "Научно-методический информационный центр", учреждений общего, дошкольного и дополнительного образования в предшествующий период была направлена на обеспечение устойчивого функционирования и развития муниципальной системы образования, обеспечение равных прав граждан на получение качественного образования, удовлетворение потребностей жителей города в различных образовательных услугах и осуществлялась в соответствии с направлениями Приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, Стратегии социально-экономического развития Белгородской области, областных целевых программ, в том числе программы "Развитие образования Белгородской области на период 2007 - 2010 годов", Стратегии развития города Белгорода до 2025 года и плана действий органов местного самоуправления на 2007 - 2011 годы, городских комплексно-целевых программ, в том числе: "Педагогические кадры", "Обеспечение безопасности и охраны жизни и здоровья населения городского округа "Город Белгород" на 2007 - 2011" и др.

Реализация мероприятий и направлений указанных проектов и программ способствовала устойчивому развитию муниципальной системы образования города Белгорода и позволила ей в течение последних лет занимать лидирующие позиции в ежегодном социально-экономическом соревновании среди территорий Белгородской области.

Необходимость принятия новой целевой Программы обусловлена:

- возрастанием роли образовательной сферы в социально-экономическом развитии города;

- утверждением Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы;

- принятием на региональном уровне долгосрочной целевой программы "Развитие образования Белгородской области на 2011 - 2015 годы";

- необходимостью обеспечения преемственности в процессе реализации программ развития образования в г. Белгороде.

На сегодняшний день развивать систему образования города предстоит в следующих сложившихся условиях.

Муниципальная образовательная сеть представлена 65 учреждениями дошкольного образования, 46 учреждениями общего образования, 14 учреждениями дополнительного образования, муниципальным учреждением - Межшкольный учебный комбинат.

Анализ сети образовательных учреждений показывает:

- сохраняется устойчивая тенденция расширения сети дошкольных образовательных учреждений за счет строительства новых детских садов, ввода в эксплуатацию дошкольных образовательных учреждений после реконструкции и капитального ремонта, открытия дошкольных групп на базе общеобразовательных учреждений;

- претерпела определенные изменения сеть общеобразовательных учреждений: реорганизована вечерняя (сменная) общеобразовательная школа N 2 путем присоединения к вечерней (сменной) общеобразовательной школе N 1, введено в эксплуатацию новое образовательное учреждение "Начальная школа - детский сад N 44" по улице Макаренко, построено новое здание МОУ "Гимназия N 3 г. Белгорода" по улице Есенина, началась реконструкция здания МОУ "Основная общеобразовательная школа N 34 г. Белгорода";

- развитие сети дополнительного образования обеспечено за счет открытия Центра детско-юношеского туризма, открытия новых направлений в действующих учреждениях, организации на базе общеобразовательных учреждений филиалов учреждений дополнительного образования.

К проблемам сети можно отнести следующие:

- темпы роста количества мест в дошкольных образовательных учреждениях недостаточны для удовлетворения растущего спроса жителей города Белгорода на услуги дошкольного образования. Дефицит мест в дошкольных учреждениях обусловлен ростом рождаемости, увеличением миграции, за счет которой сегодня в городских детских садах находятся около 800 детей, которые не зарегистрированы в городе, невыполнением плана строительства и ввода ДОУ;

- несмотря на расширение сети за счет строительства 2-х новых школ 10,2% школьников продолжают обучаются во вторую смену (20 школ, в том числе 9 учреждений повышенного уровня). Дефицит мест в общеобразовательных учреждениях ощущается сегодня в 11 и 14 микрорайонах, в микрорайонах "Луч", "Крейда", "Железнодорожный поселок";

- отсутствие учреждений дополнительного образования, клубов по месту жительства в микрорайонах "Луч", "Крейда", 9, 11 и 14 микрорайонах, где сегодня наблюдается острый дефицит услуг дополнительного образования. 39% учреждений дополнительного образования не имеют собственной базы.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед муниципальной системой образования, является создание условий для воспитания личности духовно и интеллектуально богатой, с высоким уровнем культуры, гражданственности и патриотизма.

В 90% общеобразовательных учреждений имеются сформированные воспитательные системы, в 10% - находятся в стадии формирования.

Приоритетными направлениями воспитательной работы являются гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников. На базе общеобразовательных учреждений и БДДТ действуют 23 паспортизированных музея. Более 3 тыс. школьников включены в деятельность 22 патриотических клубов. В 2009 году в городском дворце детского творчества открыт Центр правового воспитания школьников.

Традиционными формами работы является участие в социально значимых акциях, героико-патриотических марафонах, конкурсах различных уровней. Кадеты и учащиеся старших классов общеобразовательных учреждений города несут Вахту Памяти у мемориального комплекса "Слава героям", у братских могил и обелисков, расположенных в микрорайонах школ, принимают активное участие в проведении праздников микрорайонов. Значимое место в приобщении детей к патриотическому наследию Белгородчины и формированию позитивного социального опыта занимают военно-патриотическая игра "Зарница", смотр состояния допризывной подготовки юношей допризывного возраста, акция "Мой двор, моя улица". В патриотических и социально направленных акциях принимают участие более 90% школьников.

Активно развивается кадетское движение. В общеобразовательных учреждениях действуют 24 кадетских класса по 5 профилям. Белгородские кадеты успешно участвуют во Всероссийских смотрах, конкурсах и фестивалях. Кадеты СОШ N 45 - победители VIII Всероссийского сбора воспитанников кадетских корпусов и школ Российской Федерации в г. Москве. МОУ СОШ N 29 стала призером Всероссийского конкурса "Бегущая по волнам". Учащиеся кадетских классов ОУ N 33, 36, 41, 45 являются неоднократными победителями областного этапа Всероссийского фестиваля творчества кадетов.

Особая роль в системе воспитания отведена детским общественным организациям, созданным в рамках реализации городской программы "Я - Белгородец!" и принимающим активное участие в социально значимых проектах, реализации комплексно-целевых программ. Всего в образовательных учреждениях действует 48 детских общественных организаций, в состав которых входят 20309 человек (81%). Из них 9748 (48%) учащиеся начальных классов; 8023 (32%) учащиеся средних классов, 2538 (20%) старшеклассники.

В городе сложилась определенная система партнерства образовательных учреждений и различных ведомств и общественных организаций в вопросах воспитания. Однако воспитание и социализация подрастающего поколения требует консолидации усилий различных социальных институтов. Переход на стандарты второго поколения в начальной школе предусматривает организацию внеурочной деятельности младших школьников, что актуализирует необходимость создания эффективной модели интеграции учреждений общего и дополнительного образования в единое образовательное пространство.

Деятельность учреждений дополнительного образования направлена на удовлетворение индивидуальных постоянно изменяющихся социокультурных и образовательных потребностей детей, развитие их творческого потенциала за пределами основных общеобразовательных программ.

На 1 января 2011 года внеурочной деятельностью в учреждениях дополнительного образования охвачено 26606 (84%) человек. Наиболее востребованными направлениями в сфере дополнительного воспитания детей стабильно являются художественно-эстетическое и физкультурно-спортивное. Активно развивается дополнительное образование на базе общеобразовательных учреждений. В 39 школах открыты филиалы детско-юношеских спортивных школ, в которых занимаются 9889 (44,3%) человек по 22 видам спорта.

В рамках реализации долгосрочной целевой Программой развития школьного туризма для учащихся Белгородской области "Моя Родина - Россия. От родного Белогорья - к святыням Отчизны" на 2008 - 2013 годы" в 2010 г. открыт Центр детско-юношеского туризма.

Однако принимаемые меры не в полной мере обеспечивают создание системы непрерывного воспитательного воздействия на юных белгородцев. Перспективными задачами муниципальной системы образования являются: