Недействующий

О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В Г. БЕЛГОРОДЕ НА 2012 - 2016 ГОДЫ" (с изменениями на: 13.08.2012)

Раздел 1. АНАЛИЗ ИСХОДНОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ НА ПРОГРАММНОЙ ОСНОВЕ


В ст. 209 Трудового кодекса РФ определено: охрана труда - система сохранения жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические и иные мероприятия.

Обеспечение безопасных и здоровых условий труда в организациях всех форм собственности и организационно-правовых форм является первостепенной задачей работодателя, т.к. любая производственная деятельность сопряжена с риском травматизма работников, развитием профессиональных заболеваний и существенными экономическими потерями.

В Стратегии развития города Белгорода одной из приоритетных задач является - создание условий для сохранения жизни и здоровья работников предприятий города. Организация труда, при которой игнорируются требования законодательства по охране труда, подрывает экономическую эффективность предприятий и не может являться основой для устойчивой Стратегии развития города. Грамотный руководитель в современных условиях признает значимость вопросов охраны труда, уделяя приоритетное значение созданию достойных условий труда, отвечающих требованиям безопасности и санитарным требованиям.

Решение вопросов сохранения жизни и здоровья работников на территории города осуществляется через реализацию городских целевых программ "Улучшение условий и охраны труда" начиная с 2002 года.

Городская целевая программа "Улучшение условий и охраны труда на 2012 - 2016 годы" (далее - Программа) обеспечивает преемственность предыдущих Программ и направлена на дальнейшее совершенствование системы управления охраной труда и создания условий для сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности в соответствии со Стратегией развития города Белгорода.

В рамках предыдущих программ удалось добиться устойчивой тенденции снижения уровня производственного травматизма (количество пострадавших на производстве на 1000 работающих) с 2,8 в 2002 году до 2,1 в 2010 году, числа погибших на производстве с 17 человек в 2002 году до 6 человек в 2010 году.

В результате анализа производственного травматизма наиболее частыми причинами (75%) в общей структуре причин производственного травматизма являются причины:

- организационного характера: недостаточный контроль со стороны должностных лиц за соблюдением требований охраны труда при выполнении работ; неудовлетворительная организация производства работ; недостатки в обучении работников безопасным методам труда;

- психофизиологические: нарушение работником требований безопасности, инструкций по охране труда; неприменение средств индивидуальной защиты пострадавшими;

- технические: неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест; нарушение трудовой и производственной дисциплины.

Случаи производственного травматизма обусловлены определенными причинами и факторами: неправильными действиями (или бездействиями) должностных лиц или работников, нарушением установленной технологии, требований правил и инструкций по охране труда, недостаточной обученностью, возрастом пострадавших и т.д. Определение и классификация причин производственного травматизма и являются его анализом. Если предупредить неблагоприятные последствия этих причин, то и возможно уменьшить количество случаев производственного травматизма от предотвратимых причин.

За периоды реализации Программ предприятия и организации г. Белгорода активизировали работу по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с 20,3% в 2002 году до 83,1% в 2010 году. (Рост количества аттестованных рабочих мест составил 62,8%).

Увеличилось количество обученных руководителей, специалистов по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда как одного из основных факторов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма на 111%, с 1236 человек в 2002 году до 2614 человек в 2010 году.

Фактором, определяющим необходимость разработки и реализации Программы, является социальная значимость этой проблемы в части повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения города Белгорода.

Необходимость применения программного подхода к решению этой проблемы обуславливается:

- необходимостью усиления консолидации совместных усилий органов местного самоуправления, органов государственного надзора и контроля и работодателей в деле улучшения условий и охраны труда в рамках полномочий, определенных соответствующими нормативно-правовыми актами;

- социальной и экономической остротой проблемы, вызванной развитием экономики города;

- необходимостью проведения анализа причин производственного травматизма для предотвращения предотвратимых причин;

- использованием средств массовой информации в целях формирования общественного мнения о приоритете сохранения жизни и здоровья граждан города;

- дальнейшим совершенствованием системы обучения руководителей, специалистов по охране труда и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда с целью формирования необходимых знаний и навыков для обеспечения функционирования системы управления охраной труда;

- мотивацией руководителей к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, повышению информированности работодателей об условиях труда, соответствующих нормативным требованиям охраны труда.