Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июля 2013 года N 158

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "КОМПЛЕКСНОЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ НА 2013 - 2016 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления администрации города Белгорода от 15.11.2013 N 237.
____________________________________________________________________



В целях содействия развитию малого и среднего предпринимательства и успешной реализации задач, намеченных в Стратегии развития города Белгорода до 2025 года, и плана действий органов местного самоуправления на 2012 - 2016 годы

постановляю:

1. Утвердить комплексную городскую целевую программу "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Белгороде на 2013 - 2016 годы".

2. Установить, что в ходе реализации программы отдельные мероприятия могут уточняться, а объемы финансирования в 2013 - 2016 годах подлежат корректировке с учетом утвержденных расходов бюджета городского округа "Город Белгород".

3. Настоящее постановление вступает в силу после внесения соответствующих изменений в решение Совета депутатов города Белгорода от 04.12.2012 N 667 "О бюджете городского округа "Город Белгород" на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".

4. Управлению информации и массовых коммуникаций администрации города Белгорода (Морозов А.В.) обеспечить опубликование настоящего постановления в газете "Наш Белгород".

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города по экономическому развитию Гончарову Л.Н.

О ходе исполнения настоящего постановления информировать ежегодно к 1 марта, начиная с 2014 года.

Первый заместитель
главы администрации города
Ю.ГАЛДУН

     

Утверждена
постановлением
администрации города Белгорода
от 5 июля 2013 года N 158

     

 КОМПЛЕКСНАЯ ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ НА 2013 - 2016 ГОДЫ"


Паспорт комплексной городской целевой программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Белгороде на 2013 - 2016 годы"

     

Наименование
Программы            

Комплексная городская целевая программа "Поддержка
и развитие малого и среднего предпринимательства в
городе Белгороде на 2013 - 2016 годы" (далее -
Программа)                                         

Основания для
разработки Программы

Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О
развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации" (с последующими изменениями),
распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N
2227-р "Об утверждении Стратегии инновационного
развития Российской Федерации на период до 2020
года", закон Белгородской области "Об инновационной
деятельности и инновационной политике на территории
Белгородской области" (принят Белгородской
областной Думой 24.09.2009), постановление
правительства Белгородской области от 30.10.2010 N
377-пп "Об утверждении долгосрочной целевой
программы "Развитие и государственная поддержка
малого и среднего предпринимательства Белгородской
области на 2011 - 2013 годы" (с последующими
изменениями), решение Совета депутатов г. Белгорода
от 30.01.2007 N 413 "Об утверждении Стратегии
развития города Белгорода до 2025 года и плана
действий органов местного самоуправления на 2012 -
2016 годы" (с последующими изменениями)            

Муниципальный
заказчик             

Управление экономического развития и инвестиций
администрации города Белгорода                     

Основные разработчики
Программы            

Управление экономического развития и инвестиций.
Департамент образования, культуры, спорта и
молодежной политики.
Комитет имущественных и земельных отношений        

Цели и задачи
Программы            

Основной целью Программы является создание
благоприятных условий для устойчивого развития
малого и среднего предпринимательства на территории
городского округа "Город Белгород".
Целью подпрограммы "Развитие и поддержка малого и
среднего предпринимательства в городе Белгороде в
приоритетных сферах на 2013 - 2016 годы" является
создание благоприятных условий для устойчивого
развития малого и среднего предпринимательства,
обеспечение всестороннего взаимодействия бизнеса и
органов власти, сохранение и приумножение
производственного потенциала малого и среднего
предпринимательства.
Задачи подпрограммы "Развитие и поддержка малого и
среднего предпринимательства в городе Белгороде в
приоритетных сферах на 2013 - 2016 годы":
- содействие развитию инфраструктуры поддержки
субъектов малого и среднего предпринимательства;
- развитие системы финансовой поддержки субъектов
малого и среднего предпринимательства;
- оказание административно-организационной и
информационной поддержки субъектам малого и
среднего предпринимательства;
- оказание имущественной поддержки;
- вовлечение в предпринимательскую деятельность
экономически активных граждан города;
- популяризация идей предпринимательства и
формирование положительного имиджа
предпринимательства среди населения.
Целью подпрограммы "Развитие инновационной
деятельности в городе Белгороде на 2013 - 2016
годы" является создание благоприятных условий для
устойчивого развития экономики города, роста
занятости и доходов населения на основе
использования образовательного, научно-технического
и инновационного потенциала города, создание
благоприятной деловой среды для функционирования
малых инновационных предприятий, в том числе на
основе развития государственного частного
общественного партнерства.
Задачи подпрограммы "Развитие инновационной
деятельности в городе Белгороде на 2013 - 2016
годы":
- разработка нормативного, правового и
методического обеспечения развития инновационной
деятельности;
- содействие в реализации на промышленных
предприятиях города наукоемких инвестиционных
проектов, в разработке и распространении
инновационных технологий;
- содействие развитию инфраструктуры поддержки
инновационной деятельности;
- развитие межрегионального и международного
сотрудничества в инновационной сфере;
- оказание организационной, методической,
консультационной помощи и предоставление
информационных услуг инновационным
предпринимателям;
- создание системы стимулирования
научно-технической и инновационной деятельности,
содействие развитию предприятий малых форм в
научно-технической и инновационной сферах, их
интеграции в систему научно-технической кооперации;
- содействие устранению административных барьеров в
развитии инновационного предпринимательства;
- содействие формированию инновационной финансовой
системы, построенной на развитой сети банков,
кредитных организаций и союзов, обществ взаимного
кредитования и кооперации, страховых организаций,
частных инвесторов, а также специализированных
институтов венчурных и прямых инвестиций;
- создание условий для привлечения отечественных и
зарубежных инвестиций в инновационный сектор города
Белгорода;
- консолидация и концентрация ресурсов на
перспективных научно-технологических направлениях
на основе расширения применения механизмов
государственно-частного партнерства;
- обеспечение притока молодых специалистов в сферу
исследований, разработок и инновационной
деятельности                                       

Сроки реализации
Программы            

2013 - 2016 годы                                   

Исполнители Программы

Управление экономического развития и инвестиций.
Департамент образования, культуры, спорта и
молодежной политики.
Комитет имущественных и земельных отношений.
Совет по поддержке и развитию предпринимательства
при главе администрации города Белгорода.
Городская межведомственная инвестиционная комиссия
при администрации города Белгорода.
Областное казенное учреждение "Белгородский
городской центр занятости населения"               

Объемы и источники
финансирования       

Всего 14100 тыс. руб., из них по годам:
2013 год - 2605 тыс. руб.;
2014 год - 3555 тыс. руб.;
2015 год - 3830 тыс. руб.;
2016 год - 4110 тыс. руб.
Средства бюджета городского округа "Город Белгород"

Ожидаемые конечные
результаты реализации
подпрограммы         

Реализация мероприятий Программы, по
предварительным оценкам, позволит к 2016 году
достичь следующих результатов:
- в рамках подпрограммы "Развитие и поддержка
малого и среднего предпринимательства в городе
Белгороде в приоритетных сферах на 2013 - 2016
годы";
- рост количества субъектов малого и среднего
предпринимательства на 10000 населения до 832,6
ед.;
- повышение налоговых поступлений от субъектов
малого и среднего предпринимательства до 360 млн.
рублей в год;
- увеличение доли занятых в малом и среднем
предпринимательстве от общего количества занятых до
40,78%;
- в рамках подпрограммы "Развитие инновационной
деятельности в городе Белгороде на 2013 - 2016
годы";
- повышение доли инновационной продукции в объеме
реализованной промышленной продукции до 10%;
- увеличение доли малых инновационных предприятий в
общем объеме малых предприятий до 3,2%             

Система организации
контроля за
исполнением Программы

Координация деятельности по реализации мероприятий
Программы возлагается на управление экономического
развития и инвестиций.
Контроль за выполнением Программы возлагается на
заместителя главы администрации города по
экономическому развитию                            

1. Анализ исходного состояния проблемы и обоснование необходимости ее решения на программной основе


Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Белгороде за последние годы приобретает все большее экономическое и социальное значение, способствуя повышению благосостояния горожан, созданию новых рабочих мест, увеличению доходной части бюджета города Белгорода.

Поддержка малому и среднему предпринимательству должна оказываться в связи со сложностью их конкуренции с крупными предприятиями и монополистами на рынке товаров и услуг города. Реализована городская целевая программа "Повышение инвестиционной привлекательности города Белгорода и развитие предпринимательской деятельности на 2010 - 2012 годы". Общий объем финансирования был установлен в размере 7892 тысяч рублей. Финансовая поддержка в рамках Программы предоставлена 124 субъектам, создано 336 новых рабочих мест.

Большая часть малых и средних предприятий, работающих на территории города Белгорода, является плательщиками единого налога на вмененный доход (ЕНВД), 100% которого поступает в доходную часть бюджета города. Так, в 2011 году в бюджет городского округа "Город Белгород" ЕНВД поступил в сумме 301,9 млн. рублей, что на 5,5% больше, чем в 2010 году (286,2 млн. рублей).

Малое и среднее предпринимательство является источником быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса-предложения. Однако существует ряд проблем:

- недостаток помещений для осуществления субъектами малого и среднего предпринимательства хозяйственной деятельности;

- отсутствие устойчивых рынков сбыта продукции;

- труднодоступный механизм предоставления финансово-кредитной поддержки малому и среднему предпринимательству в кредитных организациях;

- дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки и переподготовки.

Подпрограмма "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Белгороде в приоритетных сферах на 2013 - 2016 годы" должна являться эффективным механизмом поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в приоритетных сферах, обеспечивать всестороннее взаимодействие органов власти и бизнеса, направлена на сохранение и приумножение производственного потенциала малого и среднего предпринимательства.

Стратегия развития города Белгорода до 2025 года и план действий органов местного самоуправления на 2012 - 2016 годы в качестве приоритетных задач определяет повышение инновационной составляющей экономики, увеличение темпов роста инвестирования в экономику при увеличении затрат на научные исследования и разработки.

Белгородская область по итогам 2011 года заняла 35-е место в рейтинге инновационной активности, который опубликовала Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ). При этом по сравнению с прошлогодним рейтингом Белгородская область поднялась сразу на десять ступеней вверх: тогда у региона была только 45-я позиция. Из этого можно заключить, что эффективность региональной инновационной системы по показателю инновационной активности повысилась.

В рамках реализованной городской целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности города Белгорода и развитие предпринимательской деятельности на 2010 - 2012 годы" осуществлялось субсидирование части затрат на государственную регистрацию 16 новых инновационных предприятий на общую сумму 43,9 тыс. рублей. В результате было создано 21 новое рабочее место.

К конкурентным преимуществам города Белгорода можно отнести благоприятную деловую среду, динамично развивающийся сектор малого и среднего предпринимательства. В городе высокий научно-образовательный (в том числе технический) и научно-исследовательский потенциал.

На территории города Белгорода созданы и действуют следующие элементы инфраструктуры поддержки инновационных предприятий:

- бизнес-инкубатор при БГТУ им. Шухова, в том числе автономная некоммерческая организация "Центр развития прогрессивных технологий в строительстве" и научно-инновационный образовательный центр в области наносистем в строительном материаловедении;

- при НИУ "БелГУ" функционирует технопарк "Высокие технологии" и центр инновационного консалтинга БелГУ;

- Белгородский региональный ресурсный инновационный центр;

- автономная некоммерческая организация "Белгородский инновационно-технологический центр "ТРАНСФЕР".

Каждый из элементов этой инфраструктуры нацелен на формирование благоприятных условий для ускоренного развития инновационной деятельности на территории города Белгорода и Белгородской области, в первую очередь на патентование, коммерциализацию инновационных проектов, продвижение инноваций, перспективных научных разработок в промышленное производство, а также обеспечение инвестиционной поддержки проектов, находящихся на ранней стадии реализации.

Доля малых инновационных предприятий в общем объеме малых предприятий на 01.08.2012 составляет 1,1%. В соответствии со Стратегией развития города Белгорода до 2025 года и планом действий органов местного самоуправления на 2012 - 2016 годы к 2016 году планируется увеличить данный показатель до 3,2%.

Таким образом, с одной стороны, созданы основные элементы инновационной инфраструктуры, позволяющие получить помощь, начиная с ранней стадии НИОКР и заканчивая созданием бизнеса. С другой стороны, активность предприятий в инновационной сфере - низкая.

Занимаясь инновационной деятельностью, предприятия сталкиваются с рядом проблем:

1) отсутствие достаточной нормативно-правовой базы в области инновационного предпринимательства;

2) недостаток финансовых средств на этапе расширения, развития и роста бизнеса;

3) недостаток собственных денежных средств и трудности с получением заемных (кредитных) средств;

4) недостаток финансовой поддержки со стороны государства;

5) низкий уровень спроса на инновационные проекты, продукты и услуги со стороны предприятий и организаций города Белгорода;

6) трудности с выходом на новые рынки сбыта;

7) высокая стоимость нововведений;

8) высокий экономический риск;

9) недостаток квалифицированного персонала;

10) вовлечение кадров, в том числе молодежи, в деятельность инновационных предприятий.

В настоящее время в городе отсутствуют институты инвестирования в инновационные компании, находящиеся на ранних стадиях развития (венчурные фонды), не институциализирована инвестиционная деятельность "бизнес-ангелов".

Эти проблемы необходимо решать комплексно, реализуя мероприятия по различным направлениям с использованием программно-целевых методов. Это позволит обеспечить преемственность развития науки и инноваций, поставить новые задачи и использовать механизмы реализации, более соответствующие современным требованиям перехода к инновационному пути развития экономики, обеспечить отработку и координацию основных механизмов государственной поддержки сферы исследований, осуществить рациональный выбор направлений исследований, развить научно-технологический потенциал на долгосрочный период, расширить круг инновационно активных компаний и повысить привлекательность научной деятельности для молодых специалистов.

2. Основные цели и задачи Программы


Основной целью Программы является создание благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства на территории городского округа "Город Белгород".

Программой определены следующие приоритетные и перспективные для города направления развития малого и среднего предпринимательства:

- развитие сети частных дошкольных образовательных учреждений;

- инновационная деятельность;

- производство промышленной продукции, строительных материалов, продовольственных товаров и товаров народного потребления;

- переработка вторичного сырья;

- развитие предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

- развитие сферы услуг населению в области медицины, образования и культуры.

Целью подпрограммы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Белгороде в приоритетных сферах на 2013 - 2016 годы" является создание благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства, обеспечение всестороннего взаимодействия бизнеса и органов власти, сохранение и приумножение производственного потенциала малого и среднего предпринимательства.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

- развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- развитие системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- оказание административно-организационной и информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

- оказание имущественной поддержки;

- вовлечение в предпринимательскую деятельность экономически активных граждан города;

- популяризация идей предпринимательства и формирование положительного имиджа предпринимательства среди населения.

Целью подпрограммы "Развитие инновационной деятельности в городе Белгороде на 2013 - 2016 годы" является создание благоприятных условий для устойчивого развития экономики города, роста занятости и доходов населения на основе использования образовательного, научно-технического и инновационного потенциала города, создание благоприятной деловой среды для функционирования малых и средних инновационных предприятий, в том числе на основе развития государственного частного общественного партнерства.

В соответствии с этими целями предполагается решение следующих задач:

- разработка нормативного, правового и методического обеспечения развития инновационной деятельности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»