ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2014 года N 525-ПП
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА"
Правительство Мурманской области
постановляет:
внести в государственную программу Мурманской области "Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата", утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2013 N 557-ПП (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 30.09.2014 N 496-ПП), изменения и изложить ее в новой редакции согласно приложению.
Врио Губернатора
Мурманской области
А.ТЮКАВИН
Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 15 октября 2014 года N 525-ПП
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА"
Цели программы | 1. Создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса |
2. Повышение инвестиционной и инновационной активности бизнеса в регионе | |
3. Содействие реализации конкурентных преимуществ региона | |
Задачи программы | 1. Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику региона |
2. Повышение предпринимательской активности и развитие малого и среднего бизнеса | |
3. Формирование условий для развития промышленности, инновационной и научно-технической деятельности организаций | |
4. Создание условий для формирования имиджа Мурманской области как региона, открытого для бизнеса и привлекательного для инвестиций, промышленного, транспортного, научного и туристического центра на Северо-Западе России | |
5. Создание условий для использования потенциала внешнеэкономических и межрегиональных связей, приграничного сотрудничества, туризма и торговли в интересах социально-экономического развития региона | |
6. Совершенствование форм и методов регулирования социально-экономических процессов в регионе | |
Целевые показатели программы | 1. Оценка предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности, включая улучшение инвестиционного климата |
2. Доля инвестиций в основной капитал в ВРП | |
3. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микро-, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения | |
4. Объем платных услуг, оказанных населению в Мурманской области в сфере туризма (включая услуги гостиниц и аналогичных мест размещения) | |
Перечень подпрограмм | Подпрограмма 1 "Формирование благоприятной инвестиционной среды" |
Подпрограмма 2 "Поддержка малого и среднего предпринимательства" | |
Подпрограмма 3 "Развитие промышленности, инновационной и научно-технической деятельности" | |
Подпрограмма 4 "Развитие внешнеэкономических связей, туризма и торговой деятельности в регионе" | |
Подпрограмма 5 "Совершенствование системы государственного стратегического управления" | |
Подпрограмма 6 "Обеспечение реализации государственной программы" | |
Сроки и этапы реализации программы | 2014 - 2020 годы |
Финансовое обеспечение программы | Всего по государственной программе: 3719336,9 тыс. рублей, в том числе: ОБ: 2050259,3 тыс. рублей, из них: 2014 год: 346161,7 тыс. рублей, 2015 год: 324241,9 тыс. рублей, 2016 год: 263991,8 тыс. рублей, 2017 год: 242618,8 тыс. рублей, 2018 год: 305122,3 тыс. рублей, 2019 год: 280401,0 тыс. рублей, 2020 год: 287721,8 тыс. рублей. ФБ <*>: 1154234,8 тыс. рублей, из них: 2014 год: 106521,2 тыс. рублей, 2015 год: 111865,6 тыс. рублей, 2016 год: 105589,6 тыс. рублей, 2017 год: 105589,6 тыс. рублей, 2018 год: 342189,6 тыс. рублей, 2019 год: 191189,6 тыс. рублей, 2020 год: 191289,6 тыс. рублей. МБ: 156122,2 тыс. рублей, из них: 2014 год: 65914,4 тыс. рублей, 2015 год: 7000,0 тыс. рублей, 2016 год: 7000,0 тыс. рублей, 2017 год: 0,0 тыс. рублей, 2018 год: 47312,0 тыс. рублей, 2019 год: 14438,1 тыс. рублей, 2020 год: 14457,7 тыс. рублей. ВБС: 358720,6 тыс. рублей, из них: 2014 год: 234003,2 тыс. рублей, 2015 год: 17952,9 тыс. рублей, 2016 год: 20952,9 тыс. рублей, 2017 год: 13952,9 тыс. рублей, 2018 год: 23952,9 тыс. рублей, 2019 год: 23952,9 тыс. рублей, 2020 год: 23952,9 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | - повышение оценки предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности, включая улучшение инвестиционного климата (не менее 8 баллов по десятибалльной шкале к 2020 году); - увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микро-, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения до 17 % в 2020 году; - повышение вклада субъектов малого и среднего бизнеса в социально-экономическое развитие Мурманской области; - увеличение доли инвестиций в основной капитал в ВРП; - модернизация производственных мощностей предприятий региона; - увеличение объема платных услуг, оказанных населению в Мурманской области в сфере туризма (включая услуги гостиниц и аналогичных мест размещения) до 2085 млн. рублей в 2020 году; - создание благоприятных условий для развития внутреннего и въездного туризма на территории Мурманской области, повышение туристско-рекреационной привлекательности региона; - расширение спектра внешнеэкономических связей и повышение эффективности приграничного экономического сотрудничества Мурманской области; - укрепление имиджа Мурманской области как региона, открытого для бизнеса, привлекательного для инвестиций, как промышленного, транспортного, научного и туристического центра на Северо-Западе России; - создание полноценной системы стратегического планирования, способствующей социально-экономическому развитию Мурманской области, в том числе муниципальных образований |
Ответственный исполнитель программы | Министерство экономического развития Мурманской области |
Соисполнители программы | Комитет развития промышленности и предпринимательства Мурманской области |
Министерство образования и науки Мурманской области | |
Министерство имущественных отношений Мурманской области | |
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области | |
Министерство строительства и территориального развития Мурманской области | |
Управление по лицензированию Мурманской области | |
Управление по тарифному регулированию Мурманской области |
________________
<*> Средства федерального бюджета носят прогнозный характер.
I. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Мурманской области
1.1. Общая характеристика сферы реализации программы
Мурманская область обладает уникальной природой и богатейшим сырьевым потенциалом, развитие которой играет важную роль в национальной экономике.
В недрах Кольского полуострова открыто более 60 крупных, а порой и уникальных месторождений важнейших видов минерального сырья, отдельные из которых имеют мировое значение. Наибольшую ценность представляют медно-никелевые, железные, апатито-нефелиновые руды и руды редкоземельных металлов, что обусловило создание и развитие здесь крупного индустриального комплекса.
Сегодня область является единственным российским производителем апатитового, нефелинового и бадделеитового концентратов, слюды. Кроме того, регион обеспечивает 45 % общероссийского производства никеля, 10 % железорудного концентрата, 7 % рафинированной меди.
Основу экономики области составляет горно-металлургический комплекс, в регионе работают крупнейшие предприятия этого сектора экономики.
Доля области в общероссийском объеме производства рыбы, переработанных и консервированных рыбных продуктов составляет 13 %. По этому показателю регион занимает четвертое место в России.
Экономическое развитие и жизнедеятельность в Арктике теснейшим образом связаны с развитием транспорта. Основа арктической транспортной системы России - Северный морской путь.
Мурманская область - экспортно-ориентированный регион, сальдо внешней торговли положительное. В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходится порядка 76 %, импорта - 24 %.
На экспорт поставляются металлы и изделия из них, топливно-энергетические товары, минеральные продукты, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. В структуре импорта преобладают машины, оборудование и транспортные средства, минеральные продукты.
Предприятия и организации Мурманской области ведут торговлю более чем с 60 странами.
Развитие северных территорий невозможно без международной кооперации и интеграции, поэтому Мурманская область является активным участником межправительственных инициатив по развитию приграничного сотрудничества: входит в состав Баренцева/Евроарктического региона, Совета Министров Северных стран и Арктического Совета. Регион обладает значительным человеческим, природно-ресурсным и промышленным потенциалом, что определяет растущий интерес к сотрудничеству по многим направлениям экономической и гуманитарной сфер со стороны стран Скандинавии и Европы.
В Мурманской области есть все условия как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. Ежегодно в порт Мурманск осуществляют заходы суда иностранных круизных компаний. С начала 2013 года мурманский порт уже посетили 19 лайнеров, на борту которых находились туристы более чем из десятка стран мира.
Развитию круизного туризма будет способствовать реализация проекта "Арктическая гавань", в рамках которого в 2014 году будут завершены работы по реконструкции пирса дальних линий.
Разнообразие природных ландшафтов позволяет развивать и горнолыжный туризм, центром которого по праву считается город Кировск. Горнолыжный комплекс "Большой Вудъявр" - самый высокогорный курорт не только Хибинского массива, но и всего Северо-Запада России.
Сегодня главная цель работы Правительства Мурманской области - это обеспечение нового, более высокого уровня жизни жителей области.
Поэтому важнейшим приоритетом развития региона является создание сильной инновационной экономики, ориентированной на человека, на его нужды, запросы и развитие.
Для этого необходимо осуществлять активное взаимодействие с бизнес-сообществом, а также продолжать работу по расширению пула инвестиционных проектов и развитию инфраструктуры, максимально приспособленной под потребности современного человека.
Промышленность
Разведка и освоение недр Кольского полуострова привели к созданию мощного горнопромышленного комплекса, в состав которого входят предприятия горно-химической промышленности, цветной и черной металлургии, промышленности строительных материалов, специализирующиеся на добыче и первичной переработке сырья до полуфабрикатов (минеральных концентратов).
Кольский горнопромышленный комплекс имеет важнейшее экономическое и социальное значение для Мурманской области, играет заметную роль в экономике. Горнопромышленное производство в регионе представлено:
- ОАО "Ковдорский ГОК" (комплексная переработка минерального сырья и производство трех товарных концентратов: железорудного, апатитового и бадделеитового);
- ОАО "Оленегорский ГОК" (железорудный концентрат и высококачественный строительный щебень);
- ОАО "Апатит" (разработка Хибинских месторождений апатито-нефелиновых руд, их добыча и обогащение, производство фосфатного сырья для минеральных удобрений, апатитового и нефелинового концентратов);
- ООО "Ловозерский ГОК" (добыча и переработка лопаритовых руд с получением лопаритового концентрата - сырья для производства редкометалльной и редкоземельной продукции);
- ЗАО "Северо-Западная Фосфорная Компания" (производство апатитового, а затем и нефелинового концентрата);
- ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" - самое крупное предприятие цветной металлургии Мурманской области (металлургическое производство и производство готовых металлических изделий).
В 2013 году положительное влияние на формирование индекса промышленного производства (100,6 % к 2012 году) оказал рост объемов производства в добывающей промышленности (на 2,6 %) благодаря успешной реализации инвестиционного проекта ЗАО "Северо-Западная Фосфорная Компания" и пищевой промышленности (на 14,4 %) за счет увеличения объемов рыбопереработки. В то же время в регионе наблюдалось снижение объемов обрабатывающих производств (на 1,3 %) и производства и распределения электроэнергии, газа и воды (на 1,6 %).
В I полугодии 2014 года отмечен рост объемов производства в добыче полезных ископаемых, работ и услуг, выполненных собственными силами по виду экономической деятельности "Строительство", внешнеторгового оборота. Наблюдался рост заработной платы и денежных доходов населения, сохранялась устойчивая ситуация на рынке труда.
В I полугодии 2014 года индекс промышленного производства составил 99,3 % относительно соответствующего периода 2013 года. Отрицательное влияние на формирование показателя оказало снижение объемов производства в обрабатывающей промышленности (на 1,5 %), в производстве и распределении электроэнергии (на 4,8 %), теплоэнергии (на 2,9 %). В то же время уровень производства в добыче полезных ископаемых вырос на 1,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.
Развитие промышленного комплекса региона связано с реализацией проектов предприятий, направленных на развитие минерально-сырьевой базы для постоянного восполнения выбывающих мощностей, а также по дальнейшей модернизации производств в целях повышения их конкурентоспособности и эффективности, но при сохранении таких сдерживающих факторов, как качественное ухудшение состава руд и усложнение условий добычи полезных ископаемых. Рост объемов промышленного производства в 2014 году, по оценке, превысит уровень предыдущего года на 0,6 %.
Наибольший рост объемов производства в текущем году ожидается в добывающей промышленности - на 1,5 % в связи с увеличением производства на новом ГОКе ЗАО "Северо-Западная Фосфорная Компания".
Индекс производства в обрабатывающей промышленности в 2014 году оценивается на уровне 100,8 %, главным образом за счет увеличения объемов производства транспортных средств и оборудования на 45,4 %.
Инвестиции
Рост объема инвестиций в Мурманской области в основной капитал в 2012 году на 21,2 % наблюдался в результате повышения инвестиционной активности реального сектора, наиболее существенно - в добыче полезных ископаемых (в результате завершения строительства первой очереди нового горно-обогатительного комбината ЗАО "Северо-Западная Фосфорная Компания"), в металлургии, в энергетике и др.
Объем инвестиций в основной капитал за 2013 год снизился на 18,7 % в результате корректировки инвестиционных программ крупных промышленных предприятий региона и завершения в начале 2012 года проектных работ по строительству атомного ледокола нового поколения.
Однако к концу 2014 года объем инвестиций в основной капитал, по предварительным данным, составит 83,1 млрд. рублей, или 100,04 % к соответствующему периоду прошлого года, что объясняется реализацией основных инвестиционных проектов, а также обновлением и приобретением основных фондов крупными организациями.
В структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал в 2014 году доли собственных и привлеченных средств будут отличаться незначительно от уровня предыдущего года (соответственно 57,9 % и 42,1 % в общем объеме инвестиций крупных и средних организаций), бюджетные средства всех уровней составят 25,4 %.
В 2014 году ожидается рост инвестиций в основной капитал, источником которых служат бюджетные средства (15,94 млрд. рублей против 12,0 млрд. рублей в 2013 году), что связано с продолжением обновления атомного ледокольного флота ФГУП "Атомфлот", предусмотренного федеральной адресной инвестиционной программой. Кроме того, ожидается начало активной фазы строительства железнодорожной линии по маршруту ст. Выходной - мостовой переход через р. Тулома - ст. Мурмаши - 2 - ст. Лавна в рамках комплексного развития Мурманского транспортного узла (ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)". В 2014 году инвестиции в основной капитал, источником которых является федеральный бюджет, возрастут по сравнению с предыдущим годом на треть и составят 12,2 млрд. рублей.
В 2014 - 2017 годах планируется проведение работ по реконструкции, расширению и техническому перевооружению судоремонтных заводов региона (ОАО "82 СРЗ", филиал "35 СРЗ" ОАО "ЦС "Звездочка", филиал "судоремонтный завод "Нерпа"), предприятий горно-металлургического комплекса области (ОАО "Кольская ГМК", ОАО "Апатит", ОАО "Ковдорский ГОК", ОАО "Олкон", ЗАО "Северо-Западная Фосфорная Компания"), работ по обновлению (строительству) атомного ледокольного флота, по реализации проекта "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла", а также по строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры с привлечением средств федерального бюджета, в том числе в рамках мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 100-летия г. Мурманска.