Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 октября 2014 года N 497


Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов"

(с изменениями на 30 декабря 2020 года)

(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 15.04.2015 N 185, от 20.04.2017 N 170, от 13.04.2018 N 184, от 11.09.2018 N 458, от 20.11.2018 N 587, от 21.02.2019 N 90, от 06.08.2019 N 400, от 18.02.2020 N 49, от 10.11.2020 N 551, от 30.12.2020 N 675)

____________________________________________________________________

Утратил силу с 1 января 2021 года на основании Постановления Правительства Республики Тыва от 24.11.2020 N 573.

____________________________________________________________________



В соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 5 июня 2014 г. N 259 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Тыва" и распоряжения Правительства Республики Тыва от 10 июня 2014 г. N 223-р "О перечне государственных программ Республики Тыва, подлежащих финансированию в 2015 году" Правительство Республики Тыва постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов".


2. Признать утратившими силу:


постановление Правительства Республики Тыва от 27 октября 2011 г. N 640 "Об утверждении республиканской целевой программы "Обращение с отходами на территории Республики Тыва на 2013 - 2020 годы";


абзац второй пункта 2 постановления Правительства Республики Тыва от 15 мая 2014 г. N 178 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Тыва от 14 марта 2014 г. N 95".


3. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Правительства Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".



Первый заместитель Председателя Правительства
Республики Тыва
В.ФАЛАЛЕЕВ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 22 октября 2014 г. N 497



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПЕРИОД 2015 - 2020 ГОДОВ"

(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 15.04.2015 N 185, от 20.04.2017 N 170, от 13.04.2018 N 184, от 11.09.2018 N 458, от 21.02.2019 N 90, от 06.08.2019 N 400, от 18.02.2020 N 49, от 10.11.2020 N 551, от 30.12.2020 N 675)




ПАСПОРТ государственной программы Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов"

Наименование Программы

-

"Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов" (далее - Программа)

Государственный заказчик Программы

-

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва

Ответственный исполнитель Программы

-

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва

Соисполнители Программы

-

государственное казенное учреждение "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Тыва";

республиканское государственное бюджетное учреждение "Природный парк "Тыва";

органы местного самоуправления (по согласованию)

     (в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 18.02.2020 N 49)

Подпрограммы Программы

-

"Регулирование качества окружающей среды в Республике Тыва";

"Развитие и использование минерально-сырьевой базы полезных ископаемых на территории Республики Тыва";

абзацы третий и четвертый утратили силу. - Постановление Правительства Республики Тыва от 21.02.2019 N 90;

"Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Тыва"

     (в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 21.02.2019 N 90, от 06.08.2019 N 400)

Цели Программы

-

обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду;

повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем Республики Тыва;

обеспечение рационального использования природных ресурсов и улучшение качества окружающей среды

Задачи Программы

-

улучшение состояния окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Республики Тыва;

совершенствование системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользования;

абзац утратил силу. - Постановление Правительства Республики Тыва от 21.02.2019 N 90;

совершенствование системы государственного регулирования вопросов обращения с отходами;

обеспечение сохранности уникальных природных экосистем Республики Тыва и биологического разнообразия на территории Республики Тыва, обеспечение проведения научно-исследовательских работ, направленных на изучение объектов животного и растительного мира Республики Тыва;

воспроизводство, развитие и рациональное использование минерально-сырьевой базы Республики Тыва;

обеспечение потребности российских и местных предприятий в продукции минерально-сырьевого комплекса;

поддержание эффективного функционирования и совершенствование системы государственного регионального экологического надзора в сфере охраны окружающей среды и природопользования;

формирование основ экологической культуры в обществе, воспитание бережного отношения к природе;

создание инфраструктуры для экологического туризма на территории особо охраняемых природных территорий регионального значения

     (в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 11.09.2018 N 458, от 21.02.2019 N 90)

Целевые индикаторы и показатели Программы

-

качество окружающей среды - 100 процентов;

количество проведенных аналитических и экспертных работ в рамках функционирования территориальной системы мониторинга окружающей среды - 3 ед.;

доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения природоохранного законодательства, от общего количества проведенных плановых и внеплановых проверок - до 65 процентов;

доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования - до 80 процентов;

увеличение количества проведенных аукционов на право пользования недрами, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, - до 16 шт.;

увеличение поступлений в республиканский бюджет Республики Тыва финансовых средств от реализации управленческих решений в сфере недропользования - до 14,297 млн. рублей;

прирост запасов минерального сырья общераспространенных полезных ископаемых - до 9811,4 тыс. куб. м;

объем добычи общераспространенных полезных ископаемых - до 2440,4 тыс. куб. м;

увеличение площадей перспективных на обнаружение месторождений полезных ископаемых по видам минерального сырья - до 0,14 кв. км;

площадь особо охраняемых природных территорий регионального значения - 1405,2 тыс. га;

увеличение доли контрольных мероприятий по соблюдению режима особо охраняемых природных территорий в общем количестве контрольных мероприятий в области охраны окружающей среды и природопользования - до 40,0 процентов;

издание и распространение двух томов Красной книги Республики Тыва - до 1000 экз.;

увеличение количества научно-практических конференций, слетов, семинаров, конкурсов, выставок экологической направленности - до 37 ед.;

создание экологических троп на территории особо охраняемых природных территорий регионального значения - до 1 ед.

     (позиция в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 10.11.2020 N 551)

Этапы и сроки реализации Программы

-

Программа реализуется в один этап - с 2015 по 2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований Программы

-

общий объем финансирования Программы составляет 48917 тыс. рублей, из них:

2015 г. - 3040,0 тыс. рублей;

2016 г. - 3140,0 тыс. рублей;

2017 г. - 5240,0 тыс. рублей;

2018 г. - 18587,0 тыс. рублей;

2019 г. - 16340,0 тыс. рублей;

2020 г. - 2570 тыс. рублей,

в том числе средства республиканского бюджета Республики Тыва - 35987 тыс. рублей, из них:

2015 г. - 0,0 тыс. рублей;

2016 г. - 1100,0 тыс. рублей;

2017 г. - 3040,0 тыс. рублей;

2018 г. - 15687,0 тыс. рублей;

2019 г. - 13840,0 тыс. рублей;

2020 г. - 2320 тыс. рублей,

в том числе средства местного бюджета Республики Тыва - 0 тыс. рублей в 2020 г.,

в том числе средства из иных источников - 12930,0 тыс. рублей, из них:

2015 г. - 3040,0 тыс. рублей;

2016 г. - 2040,0 тыс. рублей;

2017 г. - 2200,0 тыс. рублей;

2018 г. - 2900,0 тыс. рублей;

2019 г. - 2500,0 тыс. рублей;

2020 г. - 250 тыс. рублей.

Финансирование подпрограммы "Регулирование качества окружающей среды в Республике Тыва" - 2590 тыс. рублей, в том числе из республиканского бюджета Республики Тыва - 2590 тыс. рублей, из них:

2015 г. - 0,0 тыс. рублей;

2016 г. - 0,0 тыс. рублей;

2017 г. - 930,0 тыс. рублей;

2018 г. - 1000,0 тыс. рублей;

2019 г. - 660,0 тыс. рублей;

2020 г. - 0 тыс. рублей,

в том числе из местного бюджета Республики Тыва - 0 тыс. рублей в 2020 г.

Финансирование подпрограммы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы полезных ископаемых на территории Республики Тыва" - 15185,3 тыс. рублей, в том числе из республиканского бюджета Республики Тыва - 2255,3 тыс. рублей, в том числе за счет иных источников - 12930,0 тыс. рублей, из них:

2015 г. - 3040,0 тыс. рублей;

2016 г. - 2040,0 тыс. рублей;

2017 г. - 2200,0 тыс. рублей;

2018 г. - 3355,3 тыс. рублей;

2019 г. - 4300 тыс. рублей;

2020 г. - 250 тыс. рублей.

Финансирование подпрограммы "Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Тыва" - 31141,7 тыс. рублей из республиканского бюджета Республики Тыва, из них:

2015 г. - 0,0 тыс. рублей;

2016 г. - 1100,0 тыс. рублей;

2017 г. - 2110,0 тыс. рублей;

2018 г. - 14231,7 тыс. рублей;

2019 г. - 11380,0 тыс. рублей;

2020 г. - 2320 тыс. рублей

     (позиция в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 30.12.2020 N 675)

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

реализация мероприятий Программы к 2020 году позволит:

в качественном отношении:

создать эффективную систему государственного регулирования и управления в области охраны окружающей среды и обеспечить экологическую безопасность;

улучшить экологическую обстановку в Республике Тыва вследствие снижения объема выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;

обеспечить эффективность государственного регионального экологического надзора;

создать условия для сохранения природных ландшафтов Республики Тыва и биологического разнообразия за счет расширения и оптимизации сети заказников и других особо охраняемых природных территорий регионального значения;

повысить уровень экологического сознания населения Республики Тыва;

в количественном отношении:

увеличить неналоговые платежи за пользование недрами, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, до 14,297 млн. рублей;

увеличить площадь особо охраняемых природных территорий регионального значения до 1405,2 тыс. га;

переиздать и распространить 2 тома Красной книги Республики Тыва;

создать инфраструктуру для экологического туризма на территории особо охраняемых природных территорий регионального значения

     (позиция в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 10.11.2020 N 551)



I. Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния


Республика Тыва входит в состав Алтае-Саянского экологического региона и является одним из ключевых регионов, определяющих устойчивое экологическое состояние Сибири. По решению ЮНЕСКО Тыва включена в число 200 приоритетных экорегионов планеты. Незначительные отрицательные изменения состояния природной среды в таких районах, многократно умножаясь, приводят к необратимым последствиям на обширных территориях. Уникальное географическое положение Тувы обусловило развитие на ограниченной площади самых разнообразных природных ландшафтов - от тундры до песчаных пустынь. Столь же разнообразен здесь растительный и животный мир.



В сфере охраны окружающей среды


Экономический рост, реализация инвестиционных проектов, рост социально-экономического благополучия граждан ведут к увеличению нагрузки на окружающую среду, вызывают увеличение потребления природных ресурсов.


К основным источникам загрязнения атмосферного воздуха относятся предприятия энергетики, промышленные и коммунальные котельные, автотранспорт и печное отопление.


Суммарные выбросы загрязняющих веществ (от стационарных источников и автотранспорта) в целом в Республике Тыва составляют 97,0 тыс. тонн, в том числе твердых веществ - 30,0, диоксида серы - 2,6, оксида углерода - 2,0, оксида азота - 10,5, углеводороды без летучих органических соединений (ЛОС) - 4,0, прочие - 2,4, ЛОС - 6,5 тыс. тонн.


Вклад стационарных источников в суммарные выбросы Республики Тыва составляет 72,0 тыс. тонн (74,0%), автотранспорта - 25,2 тыс. тонн (26%).


Острой остается проблема загрязнения воздушного бассейна столицы Республики Тыва - г. Кызыла, особенно в зимний период. Город Кызыл расположен в долине слияния рек Пий-Хем и Каа-Хем. С юга и севера к долине подступают гряды холмов и город зажат в сравнительно узкой котловине, вытянутой с востока на запад. Одной из характерных климатических особенностей является образование воздушных инверсий, вследствие чего выбрасываемые загрязняющие вещества оказываются сосредоточенными в приземном слое воздуха. Недостаточная проветриваемость воздушного бассейна города в зимний период весьма затрудняет снос и рассеивание выбросов.


Основными источниками загрязнения водных объектов являются предприятия, относящиеся к отрасли жилищно-коммунального хозяйства: общества с ограниченной ответственностью "Водопроводно-канализационные системы" г. Кызыла, "Канализационные сети города Шагонара" и открытое акционерное общество "Кызылская ТЭЦ".


Имеющиеся очистные сооружения, в основном, не обеспечивают очистку сточных вод до нормативных уровней, так как морально устарели и изношены, что негативно сказывается на состоянии водных объектов. Необходимо проведение реконструкции или капитального ремонта таких очистных сооружений.



Минерально-сырьевой комплекс Республики Тыва


Минерально-сырьевой потенциал Республики Тыва отличается разнообразием видов полезных ископаемых и определенными перспективами их освоения. На территории Республики Тыва разведано около 60 месторождений с утвержденными запасами полезных ископаемых (не считая месторождений общераспространенных полезных ископаемых). Некоторые из них по своему хозяйственному значению могут служить основой для формирования крупных отраслевых производственных комплексов республиканского значения.


В настоящее время недра Республики Тыва содержат ряд месторождений и рудопроявлений, в числе которых рудное и россыпное золото, минерализации никель-кобальта и хризотил-асбеста, свинцово-цинковые и медные руды, редкие металлы, радиоактивные элементы, ртуть, железо, алюминий, каменный уголь, каменная соль, известняк, пресные подземные, минеральные воды, лечебные грязи и т.д.


Однако расположение основных сырьевых источников в труднодоступных районах приводит к повышенным издержкам по всей технологической цепочке природопользования, снижает конкурентоспособность тувинских сырьевых ресурсов с учетом цен на мировом уровне.


Предоставление в пользование участков недр для геологического изучения и добычи полезных ископаемых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах". При этом регулирование отношений недропользования на участках недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые на территории Республики Тыва, относится к полномочиям субъекта Российской Федерации - Республики Тыва.


Обеспечение потребностей в общераспространенных полезных ископаемых, прежде всего для строительства жилья, промышленных объектов и автомобильных дорог имеет исключительно важное значение для социально-экономического развития Республики Тыва.


Учет всех запасов полезных ископаемых на территории Республики Тыва, в том числе извлекаемых и оставляемых в недрах, осуществляется в Государственном балансе запасов полезных ископаемых.


Экономически эффективное вовлечение в хозяйственный оборот как подготовленных к освоению, так и предварительно разведанных месторождений сдерживается дефицитом инвестиционных ресурсов.


Вместе с тем, минерально-сырьевой потенциал Республики Тыва позволяет продолжить формирование топливно-энергетического и горно-металлургического комплексов, обеспечить развитие других отраслей промышленности собственным сырьем, расширить возможности для развития санаторно-курортного лечения на базе разведанных месторождений минеральных лечебных вод и грязей.


Государственная политика в области развития минерально-сырьевой базы направлена на повышение инвестиционной привлекательности данной сферы, прежде всего, за счет снижения административных барьеров геолого-разведочной деятельности компаний-недропользователей.


Программой предусматриваются системные мероприятия, направленные на сбор и обобщение геологической информации для введения территориального баланса запасов общераспространенных полезных ископаемых, геолого-ревизионного обследования участков недр.



Особо охраняемые природные территории Республики Тыва


Республика Тыва обладает значительным запасом уникальных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, разнообразием животного и растительного мира и, вместе с тем, является регионом, развивающимся и активно использующим природные ресурсы, что обуславливает нагрузку на всю экосистему Республики Тыва.


Площадь особо охраняемых природных территорий регионального значения занимает 1298263,3 га или 7,6 процента от всей площади республики.


(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 13.04.2018 N 184)


В Республике Тыва имеются особо охраняемые природные территории регионального значения: 14 государственных природных заказников (общая площадь - 703415,0 га), 15 памятников природы (общая площадь - 30680,4 тыс. га) и один природный парк "Тыва" (общая площадь - 564167,9 га) с тремя кластерными участками "Тайга" (23297,9 га.), "Шуй" (98000 га) и "Уш-Белдир" (442870,0 га).


(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 13.04.2018 N 184)


Постановлением Правительства Республики Тыва от 7 ноября 2007 г. N 1002 утверждена Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения в Республике Тыва на период до 2015 года, по которому предусматривается создание еще 4 природных парков и 3 государственных природных заказников.


В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 мая 2016 г. N 306 "Об утверждении Порядка ведения Красной книги Российской Федерации" учреждение и порядок ведения Красных книг субъектов Российской Федерации определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»