Недействующий

Об утверждении государственной программы Иркутской области "Управление государственными финансами Иркутской области" на 2015 - 2020 годы (с изменениями на 23 ноября 2018 года)



Раздел I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Эффективная система управления государственными финансами является важнейшим условием социально-экономического развития и поддержания политической стабильности в регионе.


Современное состояние и развитие системы управления государственными финансами в Иркутской области характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики в полном соответствии с требованиями бюджетного законодательства, направленной на эффективное использование бюджетных средств в рамках поставленных приоритетных задач государственной политики на федеральном и областном уровнях, обеспечение устойчивости и сбалансированности регионального бюджета в среднесрочной перспективе.


За последние пять лет в сфере управления государственными финансами Иркутской области были достигнуты существенные изменения.


С целью обеспечения финансовой устойчивости бюджетной системы Иркутской области осуществлялись мероприятия по повышению собираемости доходов от налогов и сборов и неналоговых доходов, развитию налоговой базы, ограничению роста дефицита областного бюджета, поддержанию объема государственного долга Иркутской области на экономически безопасном для региона уровне.


Реализация эффективной бюджетной политики позволила достойно выйти региону из трудной финансовой ситуации в период мирового финансового кризиса 2008 года и посткризисный период.


Своевременно принятые Правительством Иркутской области антикризисные меры позволили не только стабилизировать состояние в бюджетной сфере в минимальные сроки, но и смягчить воздействие кризиса на экономику региона в целом, обеспечив значительное сокращение государственного долга Иркутской области и объема кредиторской задолженности в консолидированном бюджете Иркутской области.


Однако, в связи с решением главной задачи по обеспечению выполнения социальной составляющей "майских" указов Президента Российской Федерации 2012 года, ухудшением общей макроэкономической ситуации в стране и изменением в законодательстве Российской Федерации в части перераспределения полномочий между уровнями власти, с 2013 года наблюдается нарастание напряженности в сфере исполнения бюджетных обязательств, постепенно увеличивается размер государственного долга Иркутской области.


В этой связи с 2013 года активизирована работа по обеспечению ликвидности и сбалансированности областного бюджета, направленная на повышение поступлений в областной бюджет, оптимизацию расходной части областного бюджета, повышение качества управления средствами областного бюджета.


С целью перехода с 2014 года на программный бюджет в Иркутской области была проведена масштабная работа по внедрению системы бюджетирования, ориентированного на результат, которая включала в себя разработку и утверждение системы целеполагания социально-экономического развития Иркутской области, разработку государственных программ Иркутской области, планов деятельности ведомств и учреждений, смет и планов финансово-хозяйственной деятельности учреждений.


В настоящее время в Иркутской области реализуется 19 государственных программ Иркутской области, охватывающих 99% всех расходов областного бюджета.


При подготовке государственных программ для обеспечения сбалансированности областного бюджета был проведен комплекс мероприятий по оптимизации расходов областного бюджета. Объем малоэффективных, непервоочередных расходов был сокращен в среднем на 20%.


На постоянной основе в регионе проводится работа по оптимизации бюджетной сети. В 2014 году в условиях падения доходов данная работа активизировалась. Специально созданной рабочей группой рассматриваются вопросы оптимизации сети государственных учреждений и их внутренней структуры, в том числе с учетом необходимости исключения дублирующих функций. В настоящее время ведется работа по реорганизации (ликвидации) 23 учреждений социальной сферы, из них 14 - в сфере здравоохранения.


Кроме того, проводится работа по заключению соглашений с федеральными органами исполнительной власти, предусматривающих обязательное достижение целевых показателей (нормативов) оптимизации сети государственных (муниципальных) учреждений, определенных планами мероприятий ("дорожными картами") по развитию отраслей социальной сферы. Экономия бюджетных средств в результате реализации мероприятий по оптимизации сети будет направляться на выполнение "майских" указов Президента Российской Федерации в части повышения заработной платы.


В целях повышения эффективности деятельности органов государственной власти региона в 2014 году ведется работа по оптимизации системы и структуры исполнительных органов государственной власти с одновременным сокращением численности госслужащих.