Начиная с 2018 года реализация государственной политики в области содействия занятости населения осуществляется в субъектах Российской Федерации в новых условиях, направленных на координацию деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения и развития предпринимательства, удовлетворения потребности экономики региона в рабочей силе в рамках Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости).
Распространение новой коронавирусной инфекции в 2020 году существенно повлияло на рынок труда как в целом по Российской Федерации, так и в Рязанской области. Особенно пострадали сферы услуг, торговли, общественного питания и другие. Численность безработных граждан выросла более чем в 4 раза.
По итогам 7 месяцев 2021 года по степени стабильности рынка труда область находится на 9 - 11 месте по Центральному федеральному округу и на 37 - 39 месте по Российской Федерации.
Количество безработных на начало августа 2021 года в регионе составляла порядка 5,9 тысяч человек. Это на 61% меньше, чем в начале 2021 года (15 тыс. человек) и в 3 раза меньше относительно самого сложного периода - сентября 2020 года (17,7 тыс. человек).
С начала 2021 года уровень регистрируемой безработицы (по отношению к численности рабочей силы) снизился на 1,7 процентных пункта и составляет 1,1% (на 01.03.2020 - 0,7%).
С начала 2021 года численность безработных ежемесячно снижается в среднем на 9% (1,3 тыс. человек).
Количество вакансий в течение 2021 года увеличилось с 11 до 15 тыс. единиц (на 37%). На одного безработного приходится более 2 вакансий, что свидетельствует о постепенном восстановлении экономики региона.
Прогнозируется, что к концу 2030 года численность безработных в среднегодовом исчислении не превысит 5,0 тыс. человек.
Для снижения уровня безработицы и административных барьеров на рынке труда, повышения конкурентоспособности на рынке труда отдельных групп населения реализуется ряд мероприятий в области содействия занятости, направленных, в том числе на повышение уровня трудоустройства.
В целях дальнейшей стабилизации ситуации на региональном рынке труда в рамках Программы будет обеспечена реализация широкого спектра мероприятий активной политики занятости, способствующих трудоустройству граждан или регистрации ими предпринимательской деятельности (самозанятости).
Учитывая такие негативные факторы, как высокая доля граждан с инвалидностью в общей численности населения (более 11%), ежегодный рост численности граждан старше трудоспособного возраста, которые существеннее, чем в большинстве других субъектов Российской Федерации, влияют на общий объем трудовых ресурсов, особое внимание будет уделено занятости граждан с инвалидностью, в том числе молодого возраста от 18 до 44 лет (далее - инвалиды молодого возраста), а также лиц старше 50 лет.
В последние годы в Рязанской области наблюдается ряд негативных факторов: низкая рождаемость, естественная убыль и старение населения, следствием чего является сокращение численности населения в трудоспособном возрасте.
Для решения этих проблем необходимо, в том числе обеспечить приток в Рязанскую область населения в трудоспособном возрасте. Частично эти проблемы решаются за счет добровольного переселения в Рязанскую область соотечественников, что позволит уменьшить темпы сокращения численности населения области, в том числе трудоспособного возраста.
Мероприятия Программы определены в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, закрепленными в Законе о занятости, и направлены на реализацию задач Стратегии социально-экономического развития Рязанской области до 2030 года, утвержденной Постановлением Правительства Рязанской области от 25 декабря 2018 года N 418, и национальных целей Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".