ПРАВИТЕЛЬСТВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 ноября 2014 года N 537-р

[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА]

(в редакции Распоряжений Правительства Рязанской области от 14.04.2015 N 174-р, от 22.12.2015 N 622-р)

В целях реализации на территории Рязанской области положений Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 13 июня 2012 года, и совершенствования системы управления миграционными процессами:

1. Утвердить Концепцию миграционной политики Рязанской области на период до 2025 года (далее - Концепция) согласно приложению.

2. Исполнительным органам государственной власти Рязанской области при планировании и осуществлении мероприятий в области управления социально-экономическими процессами учитывать положения настоящей Концепции.

3. Рекомендовать главам муниципальных образований муниципальных районов и городских округов Рязанской области в пределах их полномочий принять участие в реализации настоящей Концепции.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Рязанской области С.А.Самохина.

(в ред. Распоряжений Правительства Рязанской области от 14.04.2015 N 174-р, от 22.12.2015 N 622-р)


Губернатор Рязанской области
О.И.КОВАЛЕВ



Приложение
к распоряжению
Правительства Рязанской области
от 13 ноября 2014 года N 537-р

КОНЦЕПЦИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА


Концепция миграционной политики Рязанской области на период до 2025 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 13 июня 2012 года, и определяет основные приоритеты и направления региональной миграционной политики.

Концепция представляет собой систему целей, принципов, задач и приоритетных направлений деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Рязанской области по регулированию миграционных процессов в Рязанской области.

В Концепции приведен анализ миграционных процессов в Рязанской области, выявлены ключевые проблемы, определены направления реализации миграционной политики, а также механизм реализации основных задач, сформулированных в Концепции.

Концепция является базой для разработки и принятия органами государственной власти и местного самоуправления Рязанской области регулирующих мер, направленных на решение вопросов миграции.

Определяя перспективы миграционной политики в Рязанской области, в качестве ее основных направлений выделены: стабилизация и увеличение численности постоянного населения Рязанской области, содействие обеспечению потребности экономики Рязанской области в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей, оптимизация миграционных процессов.

Концепция ориентирована на долгосрочный период, что обусловлено инертностью миграционных процессов и долгосрочностью достижения ожидаемых результатов.


1. Характеристика проблемы миграции населения и обоснование необходимости ее комплексного решения

Рязанская область стала одним из центров притяжения мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, что обусловлено рядом факторов: выгодное стратегическое положение в Центральной России, привлекательные природные условия для жизни, стабильная социальная ситуация, исторически сложившаяся высокая толерантность населения, возможности трудоустройства для иностранных граждан.

Объективно потребность в миграции задается масштабами естественной убыли всего и трудового населения.

На протяжении последних двадцати лет Рязанская область имела стабильный отрицательный естественный прирост (убыль) населения. Некоторое улучшение демографических показателей с 2009 года, проявившиеся прежде всего в городах, не изменило общую тенденцию. По показателям рождаемости область занимает среднее положение в ЦФО, но общий коэффициент смертности хуже и сравним с показателями наиболее постаревших областей.

Естественная убыль не компенсируется миграционным притоком. В 2013 году миграционный прирост составил 1861 человек и компенсировал потери населения на 32,9%.

В 2011 году поменялась методика учета миграционного притока Росстатом (стали учитываться трудовые мигранты, прибывшие не менее чем на 9 месяцев, что привело к росту показателя).

Общие итоги миграции населения в Рязанской области в 2011 - 2013 годах приведены в таблице:

2011 год <1>

2012 год

2013 год

Число прибывших

Число выбывших

Миграционный прирост

Число прибывших

Число выбывших

Миграционный прирост

Число прибывших

Число выбывших

Миграционный прирост

Миграция, в том числе:

25863

22131

3732

28934

26373

2561

30178

28317

1861

Межрегиональная

10589

9421

1168

12626

12135

491

13250

13361

-111

Международная <2>

2728

164

2564

2354

284

2070

2421

449

1972

     ________________

<1> С 2011 года в статистический учет долгосрочной миграции населения включены также лица, зарегистрированные по месту пребывания на срок 9 месяцев и более.

<2> С 2010 года страны Балтии и Грузии не входят в страны СНГ.


По способу реализации миграция населения делится на организованную, осуществляемую при участии государства и с его помощью, и неорганизованную, которая осуществляется силами и средствами самих мигрантов.

В настоящее время на федеральном уровне нет единых механизмов регулирования внутренней миграции, она носит в основном неорганизованный характер, что в свою очередь приводит к недостатку трудовых ресурсов в одних регионах и высокому уровню безработицы в других.

Территориальная близость Рязанской области к мегаполису оттягивает наиболее активную часть трудовых ресурсов. В связи с чем Рязанская область является "донором" трудовых мигрантов для Москвы и Московской области.

В связи с оттоком кадров из Рязанской области в течение последних ряда лет в структуре трудовых ресурсов региона произошли существенные изменения, характеризующиеся притоком иностранных трудовых мигрантов.

Обеспечивая приток рабочей силы в важные секторы экономики (строительство, транспорт, коммунальное хозяйство, промышленность и др.) внешняя миграция несет с собой также ряд реальных угроз в сферах экономической, общественной и санитарно-эпидемиологической безопасности. Хотя основная часть миграции населения носит экономический характер, значительное число иностранных трудовых мигрантов всячески уклоняется от налогообложения, не внося адекватного вклада в развитие и содержание инфраструктуры Рязанской области, которую интенсивно и бесплатно использует. В свою очередь, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди населения Российской Федерации идей национальной нетерпимости и ксенофобии.

Рязанская область является одним из самых притягательных для иностранных мигрантов регионом Российской Федерации. Помимо того, что растет количество официально привлекаемых иностранных трудовых мигрантов, растет и количество нелегальных мигрантов. Оценки количества незаконных мигрантов сильно разнятся. Так, по оценочным данным в настоящее время в Рязанской области находится порядка 30 тысяч иностранных мигрантов.

Основной приток иностранных граждан происходит из Узбекистана и Таджикистана. При этом многие прибывающие из этих стран работники имеют низкий уровень профессиональной подготовки (или отсутствие таковой) и становятся "легкой добычей" для недобросовестных посредников и работодателей.

Привлечение мигрантов должно происходить в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития Рязанской области, а также с учетом необходимости социальной адаптации и интеграции мигрантов. Миграционные ресурсы следует направлять в те отрасли экономики, где они действительно нужны, и таким образом контролировать ситуацию. Дешевизна рабочих рук мигрантов развращает бизнес, снижает его социальную ответственность, не дает развивать инновационные подходы, собственное профессиональное образование, воспитывать свои кадры, обеспечивать занятость российских граждан.

Таким образом, проблем, связанных с внешней трудовой миграцией существует множество: нелегальная миграция, нагрузка на социальную сферу (здравоохранение, образование, социальная защита), рост преступности и социальной напряженности среди населения, распространение социально опасных заболеваний, а также проблема соблюдения трудовых и иных прав самих иностранных работников.

Для решения вышеизложенных проблем необходим комплексный подход, который позволит направить финансовые ресурсы на создание необходимых условий, обеспечивающих приоритетное право российских граждан на замещение вакантных и создаваемых рабочих мест, регулирование потоков иностранных трудовых мигрантов, снижение социальной напряженности в Рязанской области.

Перечисленные проблемы требуют проведения эффективной миграционной политики за счет использования современных организационных и экономических решений, создания стимулов и возможностей для притока населения.


2. Анализ ситуации на рынке труда Рязанской области

На современном этапе развития Рязанской области особую остроту приобретает проблема обеспечения секторов экономики и социальной сферы квалифицированными кадрами. Это связано с тем, что состояние трудовых ресурсов и системы профессионального образования области не отвечает требованиям региональной экономики, что затрудняет социально-экономическое развитие Рязанской области.

Основу экономики Рязанской области образует промышленно-производственный комплекс, в котором деятельность обрабатывающих производств определяет четверть всего валового регионального продукта (в данном виде экономической деятельности занято более 22,3% от общей среднесписочной численности работников организаций области).

В долгосрочной перспективе экономике Рязанской области потребуется реструктуризация отраслей и техническая модернизация в промышленном секторе экономики, что приведет к незначительному сокращению численности промышленно-производственного персонала, которое будет сопровождаться высвобождением работников со старыми квалификациями и ростом потребности в кадрах с новыми квалификациями.

Одновременно будет расти объем неудовлетворенного спроса на рабочую силу вследствие устойчивого сокращения ее предложения в связи с "демографическим сжатием" региона.

Демографическая ситуация в Рязанской области характеризуется сокращением численности населения вследствие незамещенной естественной убыли. За последние девять лет (с 1 января 2005 года по 1 января 2014 года) общая численность населения области уменьшилась на 58,6 тыс. человек (на 4,9%).

Несмотря на повышение уровня рождаемости, начиная с 2006 года, в области сохраняется превышение коэффициента смертности над коэффициентом рождаемости в 1,6 раза. Растет смертность среди лиц трудоспособного возраста (прежде всего мужчин).

Важнейшими индикаторами ситуации на рынке труда являются показатели уровня экономической активности населения, его занятости и безработицы.

В 2013 году численность экономически активного населения в возрасте 15 - 72 лет в Рязанской области (по данным выборочных обследований населения) составила 558,7 тыс. человек или 49% от общей численности населения. Это значит, что в общей численности населения области 49% составляют жители, обеспечивающие предложение рабочей силы.

В численности экономически активного населения 532,5 тыс. человек были заняты всеми видами экономической деятельности и 26,1 тыс. человек не имели занятия, но активно его искали и в соответствии с критериями Международной организации труда (далее - МОТ), классифицировались как безработные.

Анализ среднегодовой численности занятых в экономике по формам собственности за 2012 год показывает, что основная доля приходится на частный сектор экономики - 58,1%, бюджетная сфера охватывает 32% занятых (т.е. каждый третий занятый в экономике области является работником бюджетной сферы), остальные 9,9% заняты в общественных, иностранных и совместных предприятиях.

В структуре занятого населения по возрасту наиболее многочисленную возрастную группу составляют лица в возрасте 25 - 29 лет, на долю которых приходится 13,3% общей численности занятых. Средний возраст занятых в 2012 году составил 40,4 года, в 2011 году - 40,6 года, в 2010 году - 40 лет.

В общей численности занятых более 56,3% имеют высшее или среднее профессиональное образование. Среди женщин доля лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, составляет 58,7%, среди мужчин - 59,2%. Среди городского населения доля лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование выше, чем среди сельского населения.

Преобладающая часть занятого населения является наемными работниками и трудится в организациях различных форм собственности. На их долю приходится 94,8% (509 тыс. чел.) от общей численности занятых, из них 11,8% занятых имеют работу по найму у физических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В неформальном секторе экономики (в качестве критерия определения единиц неформального сектора принят критерий отсутствия государственной регистрации в качестве юридического лица) в 2012 году было занято 94,1 тыс. чел., в том числе 89,7 тыс. чел. (95,3%) имели в неформальном секторе основную работу (или единственную работу). Для 4,5 тыс. чел. (4,7%) занятость в неформальном секторе была дополнительным источником дохода к работе вне этого сектора.

За 2012 год неформальный сектор охватывал в среднем 17,5% общей численности занятого населения. В таких видах экономической деятельности, как оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования доля рабочих мест в неформальном секторе в общем числе рабочих мест составила 43,3%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - соответственно 13,9%.

Среди сельских жителей охват занятостью в неформальном секторе экономики за 2012 год составляет 29,9%, среди городских жителей - 71,1%.

Безработица. В 2013 году численность лиц, не имеющих работы или доходного занятия, активно его ищущих и готовых приступить к работе, которые в соответствии с методологией МОТ классифицируются как безработные, составила 26,1 тыс. человек, или 4,7% экономически активного населения (в 2012 г. - 4,6%).

Средний возраст безработных в 2012 году составил 37,1 года. Безработные мужчины в среднем на 0,7 года старше безработных женщин. Самая значительная возрастная группа в составе безработных - это лица в возрасте от 20 до 29 лет, в 2012 году их доля составляла 31,5% от общей численности безработных, что на 6,8% меньше, чем в предшествующем году.

Около 36% безработных не имели профессионального образования. Реже попадают в ряды безработных люди с высшим образованием - их 15,5%. Доля населения со средним профессиональным образованием составила 20,0%.

Среднее время поиска работы безработными в 2013 году составило 5,1 месяца и уменьшилось по сравнению с 2012 годом на 2,5 месяца.

Экономическая неактивность. В общей численности населения в возрасте 15 - 72 лет в 2012 году 323,5 тыс. чел. составляли лица, отнесенные к экономически неактивному населению (т.е. не являлись ни занятыми, ни безработными), из них 163,1 тыс. чел. в трудоспособном возрасте. Средний возраст экономически неактивного населения - 46,8 года.

Наибольшую долю в структуре экономически неактивного населения составляло старшее поколение в возрасте 60 - 72 лет - 39,5% и молодежь до 25 лет - 26,5%.

В 2012 году по сведениям организаций (без субъектов малого предпринимательства и организаций с численностью работников до 15 человек) было принято на работу более 60,7 тыс. чел.

Выбыло из организаций в 2012 году по различным причинам 64,2 тыс. чел., из них 54,7 тыс. чел., или 85,2% уволились по собственному желанию, 2,4 тыс. чел. (3,8%) - в связи с высвобождением персонала.

В 2012 году 1,1 тыс. работников организаций работали в режиме неполного рабочего времени, вынужденные административные отпуска имели 4,4 тыс. человек, 0,7 тыс. работников находились в простое. По сравнению с 2011 годом численность работников, работавших в режиме неполного рабочего времени, уменьшилась на 0,8 тыс. человек (на 43,7%), находившихся в простое - на 0,2 тыс. чел. (на 17,1%).

Произошедшие за последние десять лет изменения возрастной структуры населения характеризовались увеличением доли лиц трудоспособного возраста и уменьшением доли лиц в возрасте моложе трудоспособного возраста (доля лиц в возрасте старше трудоспособного существенно не изменилась). Однако уже в ближайшее время численность лиц трудоспособного возраста начнет быстро сокращаться, тогда как численность лиц в возрасте моложе и старше трудоспособного будет устойчиво расти. Таким образом, демографическая ситуация становится одним из главных факторов, влияющих на занятость населения.

В настоящее время на региональном рынке труда устойчиво растет неудовлетворенный спрос на рабочую силу. Это обусловлено следующими причинами:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»