Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2019 ГОДЫ" (с изменениями на: 29.09.2017)

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ


Ключевым инструментом достижения целей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), Российской Федерации является конкурентная политика.

Она направлена на повышение эффективности и конкурентоспособности экономики, модернизацию предприятий и на создание условий для обеспечения потребностей граждан республики в товарах и услугах экономически эффективным образом.

Конкурентная политика является инструментом создания условий для повышения качества и уровня жизни населения, инновационного развития, снижения инфляции, развития национальной конкурентоспособности.

Малый бизнес в Республике Саха (Якутия) приобретает все большее значение в экономике, становится одним из важных факторов социальной и политической стабильности, стратегическим ресурсом развития региона.

По итогам 2010 года в республике действует 5 127 малых и средних предприятий, 41 849 индивидуальных предпринимателей, которые обеспечивают 40,1% занятых в экономике республики, 22,4% общего оборота предприятий в Республике Саха (Якутия), 20,9% оборота розничной торговли, 18,5% оборота общественного питания, 5,9% объема платных услуг в Республике Саха (Якутия).

Благодаря мерам государственной поддержки развития предпринимательства в Республике Саха (Якутия) за 2009 - 2010 годы создано 6 615 субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволило за этот период увеличить показатели оборота малых и средних предприятий республике на 32,2%. При этом наибольшее увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства наблюдалось по итогам 2009 года - 4 746 единиц, увеличение оборота малых и средних предприятий по итогам 2010 года - 21 932,6 млн. руб.

В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) до 2020 года главной задачей развития малого и среднего предпринимательства в республике является изменение отраслевой структуры малого бизнеса в пользу инновационно-производственной, повышение его конкурентоспособности.

Итоговыми индикаторами реализации Стратегии к 2016 году определены: рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства до 77 000, увеличение доли малого и среднего бизнеса в общем обороте организаций до 38%, обеспечение вклада малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте в размере 12%, увеличение доли занятых в малом и среднем бизнесе до 52%, рост оборота организаций малого и среднего бизнеса в 2,4 раза, обеспечение поступлений налогов в бюджеты всех уровней ежегодно до 4 400 млн. руб., увеличение инвестиций в основной капитал к 2016 году в 2,6 раз, увеличение доли производственных и инновационных компаний в 1,8 раза, увеличение доли объема реализации инновационных товаров (работ, услуг) в общем объеме реализации в 3,3 раза.

Потенциал развития малого и среднего предпринимательства обусловлен ограничениями "спроса" (уровень насыщенности локальных рынков, наличие платежеспособного спроса населения на товары и услуги субъектов малого и среднего предпринимательства и т.п. факторами).

Производимая в республике продукция в настоящий момент является неконкурентоспособной по основным позициям на национальном рынке сбыта и ограниченно конкурентоспособной на глобальных рынках сбыта.

При этом, кроме макроэкономических показателей, влияющих на потенциал развития предпринимательства в республике, к существующим ограничениям необходимо отнести:

- низкую внутреннюю транспортную доступность, зависимость от сезонного фактора, которая во многих районах осложнена труднодоступностью и отдаленностью наслегов;

- высокую степень монополизированности экономики при высокой себестоимости и низкой конкурентоспособности продукции (товаров, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства;

- недостаток финансовых ресурсов для развития бизнеса;

- недостаток квалифицированных кадров, знаний и информации для ведения предпринимательской деятельности;

- административные барьеры;

- тарифную политику естественных монополий и т.д.