В основу совершенствования системы управления музейной деятельностью должна быть положена концепция управления, ориентированного на результат. Это означает нацеленность комплекса управленческих решений не только на повышение эффективности расходования ресурсов, но и на достижение конкретных измеримых результатов, соответствующих целям деятельности.
Повысить качество управления на уровне каждого музея возможно за счет повышения качества общего управления, освоения и внедрения современных инструментов управления персоналом, процессом управления материальными и информационными потоками в целях достижения максимальной эффективности деятельности, управления качеством предоставляемых услуг.
В рамках модернизации государственного управления следует определить особые формы поддержки для государственных музеев Свердловской области, хранящих музейные предметы и музейные коллекции, имеющие мировое значение.
Необходимо также совершенствовать и приводить в соответствие с расширившимся спектром деятельности организационную структуру музеев.
Концентрация усилий на наиболее перспективных направлениях даст возможность внедрить в управленческую практику методы стратегического планирования.
Эффективным методом привлечения ресурсов и достижения музеями социально значимых результатов должно стать государственно-частное партнерство.
Должны быть выработаны эффективные мероприятия для укрепления материально-технической базы музейного комплекса Свердловской области. Материально-техническое оснащение должно обеспечивать сохранность музейных предметов и коллекций, их эффективный и оперативный учет, профессиональную консервацию и реставрацию, полномасштабное публичное представление экспозиций (предметов музейного фонда). Основой деятельности по данному направлению должна стать государственная программа Свердловской области "Развитие культуры в Свердловской области до 2024 года".
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 03.05.2018 N 253-ПП)
Оптимизация музейной деятельности невозможна вне учета рыночной компоненты современной культуры. Услуги музеев продаются через оплату входных билетов, соответственно дифференцированную по категориям населения. Но музеям необходимо создать условия (законодательно дать права) для расширения спектра оказываемых услуг, что создаст возможность встать на путь окупаемости и прибыльности функционирования, увеличит их востребованность и культурную репрезентативность: финансирование только за счет бюджета ограничивает возможности развития музейного пространства, обновления экспозиций, расширения культурного влияния музеев.
В этом отношении необходимо развитие инициатив, прежде всего, со стороны музеев: активизация участия в грантах разного рода, расширение продажи и создание инфраструктуры услуг. Практически во всех музеях имеются магазины с товарами, соответствующими их экспозиции, но может быть расширен и набор полиграфической продукции, представляющей специфику данного музея, и набор сувениров. Мировой опыт развития музейной культуры в условиях рынка показывает, что символический капитал, которым обладает данная подсистема культуры, должен быть поддержан реальным капиталом, возрастающим за счет оказания сопутствующих услуг и продажи товаров, имеющих рыночную ценность и цену. Это также относится к созданию развитой инфраструктуры - интернет-кафе, музейных кафе, концертных и фестивальных площадок и зон общения посетителей.
Формирующаяся в настоящее время индустрия культуры предполагает расширение частных инициатив в музейной сфере. Кроме расширения сети частных музеев необходимо развитие культурной репрезентативности музеев предприятий и организаций, а также создание экспозиций в общественных зонах.
Такой опыт в городе Екатеринбурге уже имеется (залы Белой галереи в торговом центре "Европа" и "Музей Владимира Высоцкого" в торгово-развлекательном центре "Высоцкий"). Музейно-представительная деятельность коммерческих организаций работает на увеличение их символического капитала, а тем самым и на утверждение культурного статуса Свердловской области.
Сотрудничество музеев с бизнес-сообществом возможно и путем представления частных музейных коллекций для организации выставок в государственных и муниципальных музеях.
Такая инновационная деятельность требует специальных законодательно-управленческих усилий на разных уровнях, включая введение в структуру музея отдела развития, и может быть эффективна, прежде всего, для крупных государственных и муниципальных музеев.