Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОЙ СФЕРЫ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 03.05.2018)

Глава 9. УСИЛЕНИЕ РОЛИ МУЗЕЕВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН


Образовательная деятельность - одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений музейной работы, которая формирует значительный сегмент целевой аудитории. Еще до недавнего времени такой целевой аудиторией были школьники и студенты, сейчас идет формирование более широкой целевой аудитории, включающей людей разных возрастов и профессий. Спрос на информацию и образовательные услуги позволяет выстраивать новую систему музейной коммуникации, влиять на формирование у посетителей музея ценностного отношения к историко-культурному и природному наследию Свердловской области.

Одной из приоритетных задач государственной политики в социальной сфере является гражданско-патриотическое воспитание.

Анализ работы музеев области показал, что программы, направленные на патриотическое воспитание, реализуют практически все музеи, независимо от их профиля и количества работающих сотрудников. Патриотическое воспитание осуществляется через весь комплекс научно-просветительской работы: экскурсии, лекции, мероприятия, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-афганцами, краеведческие игры. Традиционными для всех музеев являются мероприятия ко Дню защитника Отечества, Дню Победы и другим историческим датам. Если краеведческие музеи в основном проводят выставки, рассказывающие о земляках-фронтовиках, проводя уроки мужества, основываясь на местном материале, то литературные музеи проводят мероприятия с учетом своей специфики, художественные музеи - с использованием своих коллекций (беседы "Образ солдата", "Танки в искусстве"). При некоторых краеведческих и военно-исторических музеях работают клубы "Память", "Поиск", название которых говорит о целях их создания.

Основным методом модернизации музея становится изменение роли человека в музейной сфере. Из посетителя-потребителя он становится полноправным участником и партнером. С этим связана идеология "открытого музея", строящего свою работу на базе развития интерактивных форм, соавторства и сотворчества. Музей не просто транслирует посетителям знания и ценности с позиции авторитетного института, но, получая от публики отклики, мнения, информацию, идеи, использует их в своей деятельности. Постепенно музей становится необходимым элементом социума, к которому каждый может обратиться за удовлетворением потребности в знаниях, впечатлениях и общении.

Музей обладает возможностью передачи знаний через непосредственный контакт с подлинником, что превращает его в уникальную образовательную среду, превосходящую по своим качествам школьный класс или вузовскую аудиторию. Не являясь формально образовательной организацией, музей выступает в качестве постоянного партнера учебных заведений всех уровней, реализуя разнообразные проекты в сфере основного и дополнительного образования, или самостоятельно разрабатывает и предлагает образовательные услуги в области науки, искусства, музейного дела и творческих индустрий. В самом музее формируется особое образовательное пространство, одна из основных целей которого - мотивировать посетителя любого возраста на самостоятельное и увлекательное добывание знаний.

Образовательная деятельность музеев должна развиваться по пути интеграции с системой начального, среднего и высшего образования. Необходим существенный количественный и качественный рост музейных программ, предназначенных для различных групп населения и направленных на патриотическое, эстетическое, экологическое просвещение и воспитание; гуманитарное, естественно-научное и техническое образование.

Образовательная деятельность музея должна вестись в разных формах, начиная с непосредственного контакта музейного педагога с публикой и заканчивая организацией особой среды музейной коммуникации. Используя разнообразные информационные каналы, музей должен обращаться к широким группам аудитории за пределами своих стен, транслируя ценности, передавая знания и создавая новые формы культурного досуга.

Важнейшим направлением является разработка цифровых ресурсов на основе собраний музеев и организация доступа к ним граждан как посредством сети Интернет, так и через создание, развитие и методическую поддержку музейных информационных центров. При создании многоуровневой системы доступа к информации необходимо идти от общих форм ее подачи для основной массы посетителей к детальной и специализированной информации, отвечающей индивидуальным потребностям разных людей. Музеи как центры просвещения и инициаторы культурных, социальных, экологических и других проектов, будут содействовать повышению образовательного уровня населения.