Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

1. Основные проблемы региональных финансов в Ставропольском крае


В результате детального анализа исходного состояния региональных финансов Ставропольского края, проведенного силами органов исполнительной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, независимыми научными центрами (включая Центр фискальной политики, город Москва), иностранными (Международный банк реконструкции и развития) и региональными экспертами был определен круг основных проблем реформирования региональных финансов в Ставропольском крае:

недостаточная урегулированность межбюджетных отношений, усугубляемая отсутствием четкого разграничения финансовых полномочий, сфер ответственности и доходных источников между краевыми органами государственной власти и муниципальными образованиями Ставропольского края (всего в крае 290 муниципальных образований, резко различающихся численностью населения и бюджетной обеспеченностью);

несовершенство бюджетного устройства и бюджетного процесса, проявляющееся, в частности, в том, что принятие решений в области бюджетной политики происходит исходя из краткосрочной перспективы, без учета их будущих последствий, а финансирование многих направлений расходов возобновляется ежегодно без анализа альтернативных или более эффективных способов предоставления бюджетных услуг;

неопределенность границ сектора государственного управления в области региональных финансов. В крае проделана большая работа по уточнению границ сектора государственного управления и инвентаризации системы бюджетных учреждений. Вместе с тем, предстоит уточнить перечень бюджетных услуг и организаций, действительно требующих финансирования из консолидированного бюджета края, реализовать программу оптимизации и реструктуризации сети бюджетных учреждений и унитарных предприятий;

несовершенство системы управления расходами бюджета. Отсутствие своевременно обновляемой информации об операциях со средствами муниципальных бюджетов, неполная картина финансовых потоков в государственном секторе. Система управления бюджетными расходами ориентирована в значительной степени на операционный (казначейский) и последующий контроль расходов, тогда как систему контроля за бюджетными обязательствами предстоит внедрить. Нарушения в области конкурсных процедур при закупках продукции, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд приводит к тому, что товары и услуги нередко закупаются у поставщиков по ценам выше рыночных;

низкая эффективность и результативность бюджетных расходов. В крае (как и в России в целом) предстоит повысить уровень культуры государственного и муниципального управления. Необходимо создать систему управления, ориентированную на установление стандартов качества бюджетных услуг населению, мониторинг эффективности и результативности бюджетных расходов и использование механизмов обратной связи с населением (потребителями услуг) для оценки качества работы учреждений бюджетной сферы;

неэффективное использование налоговой базы и государственного имущества Ставропольского края, занижающее доходные поступления в консолидированный бюджет Ставропольского края, в частности, поступления от использования такого уникального актива края, как особо охраняемого эколого - курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды;

не в полной мере соответствующий современным требованиям уровень профессиональной подготовки работников органов исполнительной и законодательной власти края, местного самоуправления.

Анализ проблем региональных финансов Ставропольского края демонстрирует необходимость совершенствования бюджетной политики в среднесрочном периоде, создания эффективной системы управления региональными финансами и внедрения новой культуры государственного управления, ориентированной на предоставление высококачественных бюджетных услуг населению. Добиться заявленных целей возможно только с помощью разработки и реализации Концепции (и более детализированной Программы) реформирования региональных финансов в Ставропольском крае.

Такая Концепция должна включать в себя:

а) описание, иерархию и обоснование принципов выбора целей и задач реформирования;

б) описание основных направлений и мероприятий;

в) анализ возможных результатов и последствий реформирования.