В соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 19 сентября 2001 года N 208 "О состоянии и мерах по улучшению бытового обслуживания населения в Ставропольском крае" организационная работа министерства экономического развития и торговли Ставропольского края, территориальных, районных государственных администраций Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, направленная на улучшение бытового обслуживания населения края, имеет ряд положительных результатов.
Отрасль бытового обслуживания населения края преодолела период структурной ломки и финансовых потрясений.
Создание координационных центров и государственных унитарных предприятий бытового обслуживания населения в крае позволило сохранить и улучшить существующую материально - техническую базу районной сети ателье, мастерских, цехов. Результаты работы этих предприятий доказали эффективность в реанимации сельской службы быта. Именно с их активным участием, зачастую по их инициативе с 1998 года в районах края восстановлена работа 206 комплексных приемных пунктов и домов бытовых услуг в сельской местности, в том числе в 2002 году - 43.
В настоящее время во всех районах края завершена работа по созданию координационных центров. В 15 районах это государственные унитарные предприятия бытового обслуживания населения, в том числе в Арзгирском, Георгиевском и Курском районах созданы в 2002 году.
В Арзгирском районе за счет средств краевого бюджета приобретен технологический автотранспорт для организации комплексного выездного обслуживания населения. Организована работа 2 комплексных приемных пунктов (с. Садовое и с. Новоромановское). Заключены трехсторонние договоры (муниципальные образования - государственное унитарное предприятие - предприниматель) о взаимной деятельности по организации выездного обслуживания во все села района по 4 видам бытовых услуг (ремонт сложной бытовой техники, телерадиоаппаратуры, фотография, прием заказов на химическую чистку одежды).
В Георгиевском районе государственное унитарное предприятие бытового обслуживания населения создано на базе бывшего дома быта в ст. Подгорной. Организовано 5 видов бытовых услуг (ремонт обуви, пошив и ремонт одежды, ремонт сложной бытовой техники и телерадиоаппаратуры, парикмахерская). Завершается текущий ремонт и реконструкция здания дома быта, газоснабжения и водоснабжения. В 3-х населенных пунктах района (с. Ульяновское, с. Крутоярское и пос. Балковский) организованы комплексные приемные пункты по 3 видам бытовых услуг (ремонт обуви, парикмахерские и ритуальные услуги). За счет средств краевого бюджета приобретен автотранспорт для организации выездного обслуживания населения и укомплектовано технологическим оборудованием 5 рабочих мест.
В Курском районе государственным унитарным предприятием возобновлена работа 4 комплексных приемных пунктов (п. Балтийский, п. Мирный, п. Рощино, х. Зайцев) и организовано выездное обслуживание сельского населения по 4 видам бытовых услуг (ремонт сложной бытовой техники, телерадиоаппаратуры, прием заказов в химчистку, ритуальные услуги). Укомплектовано технологическим оборудованием 5 новых рабочих мест в селах района.
В соответствии с Законом Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2002 год" денежные средства для государственной поддержки отрасли в сумме 3459,0 тысяч рублей направлены координационным центрам и государственным унитарным предприятиям бытового обслуживания населения в районы и города края для выполнения краевой программы "Развитие бытового обслуживания населения в 2001 - 2003 годах".
Таким образом, принятые меры позволили в 2002 году создать и укомплектовать технологическим оборудованием 165 рабочих мест в селах края, возобновить работу 43 комплексных приемных пунктов. В 34 селах, где нет комплексных приемных пунктов, оборудовать временные помещения для выполнения заказов, и организовать выездное обслуживание населения.
В ряде районов (Александровском, Изобильненском, Ипатовском, Красногвардейском, Левокумском, Новоселицком, Петровском, Туркменском) проведена работа по укреплению материально - технической базы. Приведены в порядок и отремонтированы более 160 ателье, мастерских, цехов, домов бытовых услуг, комплексных приемных пунктов, обновлено и отремонтировано 178 единиц технологического оборудования для выездного обслуживания сельского населения, проживающего в отдаленных от районных центров населенных пунктах, приобретено 5 единиц технологического автотранспорта.
В течение 2002 года специалистами отдела потребительских услуг и бытового обслуживания населения министерства изучено состояние бытового обслуживания населения и оказана практическая помощь в организации выездного обслуживания населения, улучшении материально - технической базы сферы бытовых услуг в районах края (Арзгирском, Александровском, Апанасенковском, Георгиевском, Грачевском, Ипатовском, Курском, Кочубеевском, Левокумском, Новоселицком, Нефтекумском, Новоалександровском, Предгорном, Петровском, Шпаковском) и городах (Железноводск, Лермонтов, Невинномысск, Пятигорск, Ставрополь).
В соответствии с поручением Губернатора Ставропольского края вопросы состояния бытового обслуживания населения обсуждены на заседаниях территориальных, районных государственных администраций Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края. Во всех городах и районах приняты соответствующие постановления и разработаны мероприятия по улучшению бытового обслуживания населения, укреплению материально - технической базы отрасли.
Однако, в Александровском, Андроповском, Грачевском, Кировском, Кочубеевском, Курском, Левокумском, Минераловодском, Нефтекумском, Степновском, Советском, Труновском, Шпаковском районах в 2002 году не увеличено число видов бытовых услуг, оказываемых координационными центрами, государственными унитарными предприятиями бытового обслуживания населения при выездном обслуживании, так как нет помещений для их организации.
Так, в Левокумском районе координационный центр бытового обслуживания населения ООО "Ритуал", оказывающий 10 из 24 основных видов бытовых услуг, до сих пор располагается в неприспособленном тесном помещении (три небольшие комнаты по 5 - 10 квадратных метров), что отрицательно влияет на дальнейшую работу предприятия по восстановлению районной сети, нет условий для увеличения видов бытовых услуг и форм обслуживания. За истекший период в районе организована работа 6 комплексных приемных пунктов, таким образом, в 9 из 11 муниципальных образований возобновлено выездное обслуживание сельского населения, но всего по 3 - 5 видам бытовых услуг.
В Курском районе практически не осталось Домов бытовых услуг и комплексных приемных пунктов. На территории Галюгаевского, Стодеревского, Русского, Серноводского муниципальных образований, общей численностью населения 14000 человек, отсутствуют комплексные приемные пункты. Государственное унитарное предприятие бытового обслуживания населения, организованное в 2002 году, изначально не имеет помещений для увеличения видов бытовых услуг и форм обслуживания.
В Минераловодском районе в с. Побегайловка помещение комплексного приемного пункта находится в аварийном состоянии, вопрос ремонта здания длительное время не решается, выездное обслуживание сельского населения носит разовый характер, нет комплексного подхода к организации бытового обслуживания населения в районе.
В Кочубеевском районе нет системного подхода к организации комплексного обслуживания населения, не работают комплексные приемные пункты, выездное обслуживание населения отдаленных сел и поселков, не имеющих стационарной сети, осуществляется только по 2 - 3 видам бытовых услуг (ремонт телерадиоаппаратуры, сложной бытовой техники и фотографии).
Это не единичные примеры, их список можно продолжить. В связи с этим в адрес территориальных, районных государственных администраций были направлены письма о принятии мер к безусловному выполнению краевой программы развития бытового обслуживания населения и укрепления материально - технической базы, организации выездного обслуживания населения отдаленных населенных пунктов, не имеющих стационарной сети предприятий бытового обслуживания населения.
Вместе с тем, в целях оказания методической помощи в 2002 году министерством активизирована работа по проведению совещаний, семинаров, конкурсов с участием глав и специалистов территориальных, районных государственных администраций Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, руководителями сельхозпредприятий, крупных организаций бытового обслуживания населения и индивидуальных предпринимателей.
Актуальные вопросы отрасли обсуждались в марте 2002 года на расширенном заседании координационного совета по вопросам развития торговли и бытового обслуживания населения Ставропольского края, в июне 2002 года на краевом семинаре - совещании с заместителями глав администраций и руководителями государственных унитарных предприятий и координационных центров, в сентябре 2002 года на учебе с заведующими экономических отделов территориальных, районных государственных администраций Ставропольского края, в ноябре т.г. - с заместителями глав территориальных, районных государственных администраций, курирующих отрасль, руководителями координационных центров и государственных унитарных предприятий бытового обслуживания населения.
Особую озабоченность министерства вызывает отношение к вопросам организации бытового обслуживания населения со стороны глав районных государственных администраций и органов самоуправления муниципальных образований в Нефтекумском, Советском и Шпаковском районах.
В Нефтекумском районе все виды бытовых услуг сосредоточены в районном центре, и только в селах Кара - Тюбе, Затеречном и Ачикулаке оказывается 2 - 5 видов бытовых услуг (услуги парикмахерских, пошив и ремонт одежды, ремонт обуви, фотография, ремонт телерадиоаппаратуры), в остальных 20 населенных пунктах общей численностью населения около 25000 человек бытовые услуги не оказываются. Практически не осталось действующих домов бытовых услуг и комплексных приемных пунктов. Выездное обслуживание отдаленных от райцентра сел и поселков, не имеющих стационарной сети предприятий бытового обслуживания населения, не осуществляется.
Муниципальное унитарное предприятие бытового обслуживания населения г. Нефтекумска, на которое возложены функции координационного центра предприятий и предпринимателей в районе, оказывает только два вида услуг: ремонт и пошив одежды, прием заказов на химическую чистку одежды. Для организации новых видов услуг не имеет дополнительных помещений, не заключены договоры по выездному обслуживанию населения с действующими предприятиями по ремонтным видам услуг (ремонт сложной бытовой техники, телерадиоаппаратуры, обуви и др.). Для организации комплексного выездного обслуживания сельского населения района не приобретен технологический автотранспорт.
Аналогичное положение в Советском районе. Нет системного подхода к организации комплексного бытового обслуживания сельского населения. Государственное унитарное предприятие бытового обслуживания населения района длительное время из-за отсутствия собственных финансовых средств не имеет возможности закончить ремонт производственной базы предприятия. Принимаемые администрацией района меры по финансовому оздоровлению предприятия не эффективны. Государственное унитарное предприятие оказывает населению г. Зеленокумска всего 4 вида бытовых услуг (ритуальные, химчистка, парикмахерские услуги, ремонт и пошив одежды). При выездном обслуживании населения - 3 вида услуг. Не заключены договоры с существующими предприятиями по ремонтным видам бытовых услуг. Не выделены помещения для работы комплексных приемных пунктов в большинстве сел района. Выездное обслуживание населения по социально значимым видам бытовых услуг носит разовый характер.
В Шпаковском районе также не работают комплексные приемные пункты, не осуществляется комплексное выездное обслуживание сельского населения отдаленных от райцентра населенных пунктов, не имеющих стационарной сети предприятий бытового обслуживания населения. Только в 7 из 40 населенных пунктах района оказываются 2 - 5 видов бытовых услуг (ремонт сложной бытовой техники, телерадиоаппаратуры, часов, ритуальные, фотография). Для осуществления выездного обслуживания сельского населения координационному центру необходимы дополнительные помещения, технологическое оборудование и автотранспорт.
Кроме того, во всех районах края не изжиты факты оказания бытовых услуг физическими лицами на дому без свидетельств на право осуществления предпринимательской деятельности, которые не имеют сертификатов соответствия, не платят налоги. Учитывая, что цены на услуги у "надомников" значительно ниже, чем на предприятиях или у предпринимателей, имеющих государственную регистрацию, это мешает работе по созданию сети предприятий бытового обслуживания населения.
Не везде проведена сертификация бытовых услуг организаций и индивидуальных предпринимателей.
В Андроповском, Арзгирском, Кировском, Новоалександровском, Нефтекумском, Труновском и др. районах не все предприятия и индивидуальные предприниматели имеют сертификаты соответствия, нарушаются ГОСТы на бытовые услуги, что отрицательно влияет на уровень культуры и качество обслуживания населения.