Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ДО 2020 ГОДА И НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА (с изменениями на: 26.06.2013)

В. КЛАСТЕР ИННОВАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА


Общая характеристика ситуации

Мировая практика показывает, что депрессивные регионы, к каковым можно отнести и Ставропольский край, в большей степени готовы к инновационной деятельности. Именно в таких регионах возникает потребность в преодолении кризиса за счет новых технологических решений по снижению затрат (при условии сохранения структуры промышленного производства) или, напротив, создания принципиально новых товаров и появления новых компаний по их производству (при постепенном отмирании тех производств, которые вызвали кризисное состояние или, по крайне мере, не позволили сгладить его негативные явления), а также потребность в освоении новых рынков и пр. И, напротив, в тех регионах, где прежняя, отживающая, структура промышленности способна давать стабильный доход и тем самым создавать условия экономической и политической стабильности, "склонность к инновациям" намного ниже.

Потребность в инновационно-инвестиционном обновлении устаревших, неконкурентоспособных основных фондов и продукции во много раз превышает ресурсы, которые краевой бюджет и бизнес могут выделить на эти цели. Осуществить инновационное обновление на прежней технологической базе практически невозможно. Выход в том, чтобы осуществлять инновационное обновление на принципиально новой, ресурсосберегающей основе, прежде всего, тех отраслей и производств, где может быть обеспечена конкурентоспособность, расширение продаж на рынке, с тем, чтобы использовать полученные дополнительные доходы для расширения фронта технологического прорыва, модернизации отстающих отраслей и производств. Для этого нужны обоснованно выбранные инновационные приоритеты, рассчитанные на 10 - 15 лет и периодически корректируемые.

Ставропольский край - регион с развитыми промышленным и аграрным комплексами, транспортной и телекоммуникационной инфраструктурой, значительной концентрацией высших учебных заведений, выгодным геополитическим положением, который имеет объективные предпосылки для ускоренного формирования экономики инновационного типа и реальную возможность стать центром инновационной деятельности Северо-Кавказского федерального округа.

(в ред. распоряжения Правительства Ставропольского края от 19.10.2012 N 456-рп)

Для этого необходимо создать эффективную региональную инновационную систему. Первые шаги в данном направлении сделаны. Внедрена система "инновационного лифта", позволяющая поддерживать инновационные проекты на всех этапах их реализации.

(в ред. распоряжения Правительства Ставропольского края от 19.10.2012 N 456-рп)

Ставропольский край лидирует среди других субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, по созданию малых инновационных компаний в рамках реализации программы "Старт" Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

(в ред. распоряжения Правительства Ставропольского края от 19.10.2012 N 456-рп)

К слабым сторонам инновационной деятельности в Ставропольском крае относятся:

(в ред. распоряжения Правительства Ставропольского края от 19.10.2012 N 456-рп)

низкий спрос на инновации со стороны компаний реального сектора экономики;

(в ред. распоряжения Правительства Ставропольского края от 19.10.2012 N 456-рп)

низкий уровень взаимодействия между разработчиками и потребителями научно-технической продукции;

(в ред. распоряжения Правительства Ставропольского края от 19.10.2012 N 456-рп)

низкий уровень инновационной активности организаций Ставропольского края;

(в ред. распоряжения Правительства Ставропольского края от 19.10.2012 N 456-рп)

недостаточное количество промышленных предприятий, особенно в области глубокой переработки сельскохозяйственной продукции;

(в ред. распоряжения Правительства Ставропольского края от 19.10.2012 N 456-рп)

недостаточная развитость системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы;

(в ред. распоряжения Правительства Ставропольского края от 19.10.2012 N 456-рп)

отсутствие механизма закрепления выпускников учреждений профессионального образования в организациях Ставропольского края;

(в ред. распоряжения Правительства Ставропольского края от 19.10.2012 N 456-рп)

уровень инновационной активности организаций, степень новизны и объем инновационной продукции, затраты на технологические инновации в промышленных организациях Ставропольского края уступают аналогичным показателям в других субъектах Российской Федерации, лидирующих в инновационной сфере.

(в ред. распоряжения Правительства Ставропольского края от 19.10.2012 N 456-рп)

Таким образом, существует объективная необходимость принятия нового класса стратегических решений, закладывающих поворот от роста на основе эксплуатации сложившихся производств к развитию на основе комплекса инновационно-инвестиционных ресурсов.

Стратегические цели развития инновационной деятельности в Ставропольском крае:

Реализация крупномасштабных целевых проектов, соответствующих научно-техническим приоритетам Ставропольского края и охватывающих все стадии научно-производственного цикла.