Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ДО 2020 ГОДА И НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА (с изменениями на: 26.06.2013)

3.2.2.2. РАЗВИТИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА


Общая характеристика ситуации

В настоящее время возможности обеспечения энергетической безопасности в Ставропольском крае осложняются рядом факторов, среди которых можно отметить следующие:

Удельные показатели, характеризующие энергоемкость валового регионального продукта, в период 2000 - 2006 годов неуклонно снижаются. При этом в Ставропольском крае велики нерациональные потери тепловой и электрической энергии при их производстве, магистральном и распределительном транспорте, конечном потреблении.

Существует определенная зависимость основных потребителей Ставропольского края от объема и режима поставок электрической энергии, хотя регион обладает достаточным собственным потенциалом топливно-энергетических ресурсов различных видов. Из-за высоких транспортных расходов средние тарифы на электроэнергию, централизованное тепло в регионе выше средних по России, около 83% валового энергоиспользования Ставропольского края обеспечивается ресурсами газа и нефтепродуктов, поставки которых в существенной мере монополизированы и в ценовом плане отличаются наибольшей нестабильностью.

Несмотря на наличие определенного гидроэнергетического потенциала, в Ставропольском крае не развернуто изучение и разработка перспективных, уникальных по инженерно-техническому замыслу и экономическим показателям проектов гидроузлов на таких реках как Кума, Подкумок, Ольховка, Большой Ставропольский канал.

Нынешнее состояние систем тепло- и электроснабжения не отвечает ни текущим проблемам, ни будущим задачам развития. Основными источниками теплоснабжения городов являются районные котельные и котельные различных предприятий, использующих в качестве основного оборудования водогрейные котлы. Системы не имеют аварийно-резервного источника теплоснабжения. Коэффициент полезного использования энергии в существующих системах ниже, чем в предлагаемых сегодня новых технологиях и определяет невысокое качество оказываемых услуг. Развитие перспективных районов под жилищное строительство сдерживается недостаточностью существующих мощностей энерго- и теплоснабжения.

Образовался затяжной дефицит капиталовложений, изношенность основных фондов в электро- и теплоэнергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве региона. Усиливается структурный перекос частных инвестиционных вложений в экспортоориентированные объекты нефтегазового сектора в условиях неопределенности восстановления необходимой динамики капиталовложений в сфере топливо- и энергоснабжения, в том числе за счет собственных накоплений топливно-энергетических компаний в регионе.

Продолжается нарастание объемов основных фондов коммунальной (районной) энергетики за счет приема на баланс муниципалитетов ведомственных котельных, дизельных электростанций, инженерных сетей, которые повсеместно находятся в плохом техническом состоянии и требуют существенных средств на их ремонт и содержание.

Стратегические направления реформирования коммунальной электроэнергетики могут рассматриваться в качестве рекомендательных для жилищно-коммунального хозяйства городов и районов. Задачей органов местного самоуправления муниципальных образований является доведение стратегических направлений до официальных программ модернизации коммунальной теплоэнергетики муниципальных образований.

Ключевой идеей заложенных в данной стратегии направлений развития топливно-энергетического комплекса является ускоренное строительство генерирующих мощностей (в первую очередь на основе использования возобновляемых источников энергии), внедрение современных, высокоэкономичных технологий, что является единственной альтернативой, способной ликвидировать проблему обеспечения надежного энергоснабжения края в течение 3 - 5 лет.

Важнейшей стратегической идеей также является исключение из технологической цепочки "производитель - посредник - потребитель" посредника, на которого приходится львиная доля составляющей стоимости тарифа.

Стратегические цели развития:

обеспечение энергетической безопасности, бесперебойное снабжение потребителей энергоресурсами, увеличение количества энергоавтономных объектов;

создание современного энергетического хозяйства Ставропольского края путем строительства гидроэлектростанций, инженерно-энергетических комплексов, освоения малых нефтяных, газовых и конденсатных месторождений Ставропольского края, использования альтернативных источников энергии (солнечной, биотоплива ТБО, геотермальных вод, ветра), а также реорганизации и модернизации всего энергетического хозяйства (включая тепловое хозяйство) на базе современных энергоэффективных технологий, работающего на принципах самоокупаемости и финансирования собственного развития;

развитие и модернизация электрических сетей.

Принципы и(или) приоритеты ведомственной политики:

создание возможностей для возникновения и развития новых компаний, мощностей и видов бизнеса в энергетике;

комплексное использование местных источников топлива и энергии (гидроэнергоресурсов горных рек, потенциала нетрадиционных возобновляемых источников энергии);

повышение эффективности использования всех видов топлива и энергии, проведение активной энергосберегающей политики, обеспечение устойчивого функционирования систем электротеплоснабжения районов в режиме самоокупаемости;

доступность пользования энергетическими ресурсами - снятие любых ограничений по технологическому присоединению к энергосетям при выполнении договорных обязательств по оплате за их потребление;

исключение возможности возникновения значительных техногенных аварий, обеспечение экологической и технической безопасности при разработке и освоении источников энергии;

выбор площадок под новые станции по принципу максимального приближения их к потребителю и его сетям.

Направления реализации стратегии:

корректировка генеральной схемы единой энергетической системы Ставропольского края, определение реального спроса на электрическую и тепловую энергии, возможных объемов энергосбережения и мощностей источников энергии, включая потенциальные возможности использования сбросного тепла промышленных предприятий;

разработка и реализация системы комплексных, согласованных действий региональных органов власти в ценообразовании, законодательной и налоговой деятельности, совершенствование управления и экономического стимулирования энергосбережения, ответственности за неэффективное использование энергии, повсеместное внедрение комплексных автоматизированных систем контроля и учета тепловой и электрической энергии;

реализация краевой целевой программы "Энергосбережение, развитие возобновляемых источников энергии в Ставропольском крае на 2009 - 2013 годы";

обеспечение регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию на долгосрочный период;

(в ред. распоряжения Правительства Ставропольского края от 19.10.2012 N 456-рп)