Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ДО 2020 ГОДА И НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА (с изменениями на: 26.06.2013)

3.2.2.1. РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА


Общая характеристика ситуации

Транспортный комплекс играет структурообразующую роль в формировании "полюсов регионального роста", которому принадлежит ключевая роль в активизации пространственных факторов экономического роста и возможностей социально-экономического развития территорий. Транспорт не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует "каркас" территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития региона.

Планировочные оси на территории Ставропольского края формируются вдоль основной сети автомобильных и железных дорог, и образуют, так называемое, урбанизированное кольцо с отходящими от него лучами. Главная планировочная ось краевого и регионального значения проходит вдоль транспортного коридора "Кавказ". В районе г. Невинномысска она поворачивает на г. Ставрополь, г. Изобильный, г. Новоалександровск и имеет выход в Краснодарский край. В районе Кавказских Минеральных Вод главная планировочная ось имеет выходы в Карачаево-Черкесскую Республику и Кабардино-Балкарскую Республику, а далее через г. Георгиевск до г. Буденновска, где она получает новое развитие и выход в Республику Дагестан. От г. Буденновска через г. Благодарный и г. Светлоград ось замыкается в кольцо у г. Ставрополя. От г. Светлограда через г. Ипатово и с. Дивное главная планировочная ось имеет выход в Республику Калмыкию и Астраханскую область.

Транспортная инфраструктура региона должна гарантировать необходимые условия для функционирования и развития основных отраслей производства и обеспечивать максимально эффективное использование экономического и производственного потенциала. Необходимо внедрение достижений научно-технического прогресса на транспорте, которые приведут к созданию таких условий для производства, когда расстояния между предприятиями и транспортные издержки не играют важной роли, а на ведущее место выдвигаются такие параметры транспортной системы, как способность быстро и надежно пропускать грузо- и пассажиропотоки большой мощности, с одной стороны, и поглощать "всплески" грузо- и пассажиропотоков - с другой, т.е. с учетом постоянно изменяющихся и часто неопределенных потребностей в транспортных услугах.

В структуру отрасли входит автомобильный, железнодорожный, воздушный и трубопроводный транспорт.

Стратегические цели развития транспортного комплекса Ставропольского края:

опережающее развитие транспортно-коммуникационного комплекса, способного качественно, своевременно и в полном объеме удовлетворять потребности в транспортных услугах экономики и населения края с колеблющимися ритмами работы;

развитие транзитного потенциала и межрегиональных связей, ускорение товародвижения, снижение удельных транспортных издержек в экономике края;

повышение конкурентоспособности транспортного комплекса Ставропольского края, рост его бюджетной эффективности и повышение инвестиционной привлекательности.

Принципы и приоритеты ведомственной политики

Исходя из поставленной цели стратегическими приоритетами развития транспортного комплекса являются:

создание в крае опорной транспортной сети на основе транспортно-логистических центров и развитой транспортной инфраструктуры;

обеспечение транспортной доступности на уровне, гарантирующем социальную стабильность, а также роста эффективности использования транзитного потенциала через развитие транспортной инфраструктуры;

достижение наибольшей эффективности транспортных процессов путем модернизации материально-технической базы и внедрения инновационных технологий при доставке грузов и перевозке пассажиров;

обеспечение экологической безопасности и безопасности транспортных процессов, снижение количества и тяжести происшествий на транспорте;

совершенствование государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров электрическим наземным и железнодорожным транспортом с целью достижения баланса интересов перевозчиков и пассажиров, эффективной деятельности регулируемых организаций и доступности услуг по перевозке для населения Ставропольского края.

(абзац введен распоряжением Правительства Ставропольского края от 19.10.2012 N 456-рп)

Направления реализации стратегии

Стратегия развития транспортного комплекса Ставропольского края предлагает сконцентрировать усилия государства и частных инвесторов для создания в крае опорной транспортной сети без разрывов и "узких мест" на основе транспортно-логистических центров и развитой инфраструктуры путем реализации инновационных транспортных проектов по следующим стратегическим направлениям:

Транспортно-логистическая инфраструктура:

создание и развитие полноценного международного транспортно-логистического центра в г. Минеральные Воды, формирование сети транспортно-логистических узлов интермодальных перевозок в центрах промышленных кластеров (городах Ставрополь, Буденновск, Светлоград), обеспечивающих технологическое единство и взаимодействие между всеми различными видами транспорта в процессе организации и осуществления перевозок пассажиров и грузов и ускорения движения пассажиро- и грузопотоков. Для развития Минераловодского транспортно-логистического центра необходимо связать г. Минеральные Воды скоростными магистралями с портами Новороссийск, Туапсе, Оля и основными транспортными узлами Северного Кавказа (Ростов, Краснодар). Для развития Ставропольского транспортно-логистического центра необходимо связать г. Ставрополь с внутрикраевой железнодорожной сетью, прежде всего, г. Невинномысском;

развитие мультимодальных перевозок и контейнеризации в системе доставки грузов и сети грузоперерабатывающих терминалов (в крупных транспортных узлах) и складских комплексов (в городах и райцентрах края) в целях организации эффективной логистики и повышения скорости обработки и транспортировки грузов различной номенклатуры;

внедрение современных информационно-управляющих систем, систем спутниковой связи и навигации, современных технических средств контроля и управления движением, инновационных технологий в транспортных процессах, для повышения эффективности функционирования транспортного комплекса;

обновление парка транспортных средств и повышение технического уровня соответствующего оборудования, повышение уровня интермодальности перевозок, комплексности предоставления логистических услуг, позволяющих существенно улучшить скорость и надежность перевозок, снизить затраты на перевозки;

стимулирования создания крупных местных экспедиторов в сфере грузовых перевозок автомобильным транспортом и привлечение мультимодальных транзитных операторов, необходимых для формирования современного рынка транспортных услуг, развития экспорта транспортных услуг местными перевозчиками в другие регионы России и за рубеж, путем создания наиболее благоприятных экономических условий ведения бизнеса;

развитие инфраструктуры международных и внутрироссийских транспортных коридоров МТК NSA-10, "Север - Юг", "Порты Черного - Каспийского морей", позволяющей полнее реализовать транзитный транспортный потенциал территории Ставропольского края (строительство железной дороги на участке Буденновск - Южно-Сухокумск - Кочубей и модернизация отрезка Буденновск - Ставрополь - Кропоткин - Краснодар).

Автомобильный транспорт:

развитие традиционных транспортных коридоров: Ростов-на-Дону - Минеральные Воды - Нальчик, Астрахань - Ставрополь - Кизляр, Ростов-на-Дону - Ставрополь - Александровское - Буденновск - Кочубей - Махачкала, формирование новых транспортных коридоров: Лагань - Нефтекумск - Ставрополь - автомагистраль "Дон", Оля - Нефтекумск - Буденновск - Благодарный - Ставрополь - Новоалександровск - Кропоткин - Новороссийск (Туапсе), создание сети "рекреационных" транспортных коридоров: Кисловодск - Черкесск - Адлер - Сухуми, Кисловодск - Нальчик - Чегет для более полного удовлетворения спроса отдыхающих на разнообразные виды отдыха, увеличения транзитных пассажиропотоков;