Общая характеристика ситуации:
Потребительский рынок Ставропольского края - один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики, создающий пятую часть валового регионального продукта и около 15 процентов налоговых поступлений.
Состояние потребительского рынка обусловлено с одной стороны - уровнем платежеспособного спроса населения края, с другой - развитием трех основных отраслей: торговли, общественного питания и бытовых услуг населению.
По торговому обороту край занимает 4 место среди регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Несмотря на то, что в торговле занято 7,4 процента от общей численности населения края, а 98 процентов товарооборота края формируется частным предпринимательским сектором, органы исполнительной власти края ограничены в мерах по развитию торговли на уровне оптового звена. На федеральном уровне пока не созданы механизмы правового регулирования оптового рынка.
(в ред. распоряжения Правительства Ставропольского края от 20.04.2011 N 147-рп)
В результате значительная часть розничного товарооборота формируется за счет поставок через мелкорозничную торговую сеть с низким качеством торгового сервиса в условиях отсутствия эффективного государственного контроля качества пищевых продуктов. Около 30 процентов продовольственных товаров, из которых 80 процентов завезены из-за пределов края, не отвечают требованиям стандартов качества и безопасности.
В торговой сети сосредоточен значительный объем теневого оборота. Развитие торгового посредничества приводит к увеличению звенности товародвижения, цепочки стоимости товаров и соответственно - цен реализации. Потребительский рынок края имеет выраженную зависимость от импортных товаров и товаров ввозимых из других субъектов России. Краевая торговая сеть закупает значительную часть продуктов питания и непродовольственных товаров за пределами края.
В Ставропольском крае необходимо создавать многоуровневую управляемую систему товародвижения, включающую современные оптовые торгово-логистические центры, межрайонные оптовые базы, организованные рынки сельскохозяйственной продукции. Оптовое звено торговли должно быть сориентировано на местных производителей сельскохозяйственной и пищевой продукции, которые удовлетворяют потребность рынка по группе продовольственных товаров только на 38%.
Показатели обеспеченности торговой площадью в розничной торговле и посадочными местами в общественном питании в расчете на 1 тыс. жителей Ставрополья ниже, чем в Краснодарском крае и Ростовской области. Особо остро стала проблема распространения контрафактной и фальсифицированной продукции в сфере неорганизованной торговли.
Потребительская кооперация, созданная в свое время с целью торгового и бытового обслуживания сельского населения, в настоящее время практически утратила свою функцию. На ее долю приходится лишь 0,78 процентов товарооборота края. Годовой оборот розничной торговли в расчете на душу городского населения в 8 раз больше, чем сельского. Органы местного самоуправления муниципальных образований края самоустранились от проблем развития потребительского рынка. Более 230 тысяч жителей села в 144 населенных пунктах полностью лишены возможности получить бытовые услуги. Одной из основных проблем является неравномерное и несбалансированное развития инфраструктуры потребительского рынка в разрезе муниципальных образований.
Слабо развит сектор "социальной" торговли и бытового обслуживания населения для малообеспеченных жителей. Не в полной мере решена проблема социальной поддержки населения, качества обслуживания инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, пенсионеров, других льготных групп населения. Требуется принятие дополнительных мер по повышению качества питания учащихся в образовательных учреждениях края.
Стратегические цели развития потребительского рынка Ставропольского края
I. Создание и поддержание на потребительском рынке условий для добросовестной конкуренции.
II. Формирование краевой оптовой сети, как многоуровневой и территориально развитой системы товародвижения, сориентированной на местных товаропроизводителей.
III. Стимулирование развития цивилизованных форм розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг населению.
IV. Достижение сбалансированного развития отраслевой структуры потребительского рынка в муниципальных районах Ставропольского края.
V. Развитие социального сектора потребительского рынка, ориентированного на население с низким уровнем дохода.
Принципы и приоритеты ведомственной политики:
I. Обеспечение защиты прав потребителей, совершенствование системы контроля качества товаров и услуг, вытеснение с потребительского рынка стихийных форм организации торговли.
II. Привлечение государственных и частных инвестиций для строительства современных торгово-логистических центров, создания межрайонных и районных оптовых баз, сельскохозяйственных оптовых рынков.
III. Развитие механизмов целевого продвижения продукции местных товаропроизводителей на потребительский рынок.
IV. Приоритетное развитие потребительского рынка в территориальных кластерах туристско-рекреационного типа федерального и краевого уровня.
V. Стимулирование развития потребительского рынка для удовлетворения потребностей сельского населения.
VI. Усиление роли органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края в развитии потребительского рынка.
VII. Повышение качества менеджмента в отраслях потребительского рынка края, развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки работников кадров.
Направления реализации стратегии:
I. Создание и поддержание условий для равной, добросовестной конкуренции, защиты прав потребителей, обеспечения качества продуктов питания и их безопасности для здоровья населения края:
абзац утратил силу с 19 октября 2012 года. - Распоряжение Правительства Ставропольского края от 19.10.2012 N 456-рп;