Проведенная в Российской Федерации реформа местного самоуправления полностью изменила систему межбюджетных отношений на региональном уровне. С 2005 года создана законодательная база Российской Федерации, регулирующая межбюджетные отношения, ежегодно увеличивается число региональных налогов, закрепляемых за местными бюджетами на постоянной основе по единым нормативам, определены принципы предоставления целевой финансовой помощи местным бюджетам, все виды межбюджетных трансфертов, передаваемых на местный уровень, распределяются по формализованным методикам.
Однако финансовая база муниципальных образований остается слабой, что фактически лишает возможности органы местного самоуправления самостоятельно решать вопросы местного значения.
Укрепление финансовых основ местного самоуправления в Ставропольском крае возможно не только путем увеличения числа и объема региональных налогов, закрепляемых за местными бюджетами, но и путем совершенствования механизма предоставления межбюджетных трансфертов.
Для повышения эффективности расходов краевого бюджета, предоставляемых местным бюджетам в виде межбюджетных трансфертов, необходимо:
1. Осуществить корректировку механизмов оказания финансовой помощи муниципальным образованиям, оптимально сочетая противодействие развитию иждивенчества и стимулирование деятельности органов местного самоуправления к усилению финансовой самостоятельности. Для достижения указанной цели предлагается:
разработать нормативы минимальных финансовых затрат на предоставление муниципальных услуг и (или) осуществление полномочий по решению вопросов местного значения муниципальных образований и обеспечить их применение при определении сбалансированности местных бюджетов;
продолжить практику установления единых дополнительных нормативов отчислений от налогов, подлежащих зачислению в краевой бюджет, в местные бюджеты. После внесения соответствующих изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации осуществлять установление указанных нормативов в зависимости от вида муниципального образования;
осуществить корректировку механизма предоставления субсидий краевому бюджету из бюджетов городских округов Ставропольского края, так называемого "отрицательного трансферта", путем установления прогрессивной шкалы его изъятия после внесения соответствующих изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации;
повысить эффективность применения инструментов воздействия на бюджетную политику органов местного самоуправления с учетом дотационности муниципальных образований.
2. Провести комплексную оценку эффективности межбюджетных трансфертов, предоставляемых муниципальным образованиям в форме субсидий в соответствии с принципами, согласно которым выделение субсидий целесообразно лишь в случаях, когда субсидии:
обусловлены неравномерным распределением потребителей отдельных муниципальных услуг в разрезе муниципальных образований;
направлены на снижение значительных различий в обеспечении предоставления муниципальных услуг между муниципальными образованиями;
предусматривают повышение качества (объема) предоставления отдельных муниципальных услуг в целом на территории Ставропольского края до определенного установленного показателя.
3. Установить требования к порядку предоставления субсидий, предусматривающие недопустимость предоставления нескольких субсидий по одному направлению, определение четких конечных целей софинансирования и сроков их достижения, по завершении которых предоставление субсидий должно быть прекращено.
Уровень софинансирования расходных обязательств муниципальных образований должен определяться как с учетом уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования - получателя субсидии, так и оценки показателей, характеризующих сроки достижения целей софинансирования и степень отставания в уровне качества предоставления муниципальных услуг.
Кроме того, с целью повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в области управления муниципальными финансами необходимо:
продолжить проведение конкурсов по реформированию муниципальных финансов и проводить конкурсы муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов;
(в ред. распоряжения Правительства Ставропольского края от 06.05.2011 N 176-рп)
проводить мониторинг соблюдения органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации;
проводить оценку качества управления бюджетным процессом в муниципальных районах и городских округах Ставропольского края. На основе проведенного мониторинга необходимо сформировать рейтинг указанных муниципальных образований и размещать итоги указанного мониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
(в ред. распоряжения Правительства Ставропольского края от 26.06.2012 N 247-рп)
Финансирование мероприятий, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, осуществлять в пределах средств, предусмотренных законом Ставропольского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов.
(абзац введен распоряжением Правительства Ставропольского края от 06.05.2011 N 176-рп)