Основным условием повышения эффективности бюджетных расходов является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости краевого бюджета и местных бюджетов. Достижение цели Программы будет осуществлено путем реализации жестких бюджетных ограничений по следующим направлениям:
1. Консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования, ограничение бюджетного дефицита и государственного долга Ставропольского края.
Ухудшение условий функционирования экономики Ставропольского края приводит к замедлению темпов роста объема доходов, поступающих в краевой бюджет и местные бюджеты, существенно ограничивает возможности публично-правовых образований по принятию новых или исполнению в полном объеме действующих расходных обязательств. С целью обеспечения в полном объеме исполнения публичных обязательств перед населением, проведения ответственной бюджетной политики, формирование объемов доходов краевого бюджета и местных бюджетов должны быть основаны на консервативном прогнозе развития экономики Ставропольского края. Кроме того, для обеспечения устойчивости краевого бюджета и местных бюджетов в среднесрочном периоде требуется реально оценить объемы бюджетного дефицита и государственного долга Ставропольского края, обусловленные необходимостью исполнения долговых обязательств в указанном периоде.
2. Удлинение горизонта планирования.
Для более четкого формирования целей и задач деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края (далее - органы местного самоуправления) необходимо обеспечить формирование долгосрочного (на срок не менее 10 лет) прогноза социально-экономического развития Ставропольского края. На основе указанного прогноза возможно построение долгосрочной бюджетной стратегии Ставропольского края, определяющей основные направления использования бюджетных средств на указанный период, определение задач в деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края и реальных сроков их реализации.
3. Установление среднесрочных (на срок до 5 лет) индикативных пределов (показателей) расходов по направлениям государственной политики (программам).
Установление на основе бюджетной стратегии Ставропольского края среднесрочных показателей объемов расходов для конкретных органов исполнительной власти Ставропольского края с одновременным определением значений целевых показателей их деятельности с учетом выделяемого за счет средств краевого бюджета объема бюджетных ассигнований позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, обеспечивая преемственность и стабильность бюджетной политики Ставропольского края.
4. Учет действующих расходных обязательств и конкурентность принимаемых расходных обязательств Ставропольского края (далее - расходные обязательства).
Для обеспечения стабильности проводимой бюджетной политики Ставропольского края, с одной стороны, и повышения эффективности бюджетных расходов - с другой, планирование бюджетных ассигнований должно производиться исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств. Принятие новых расходных обязательств должно сопровождаться четкой оценкой необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения. Одновременно должен проводиться систематический анализ и оценка рисков для краевого бюджета вследствие принятия новых расходных обязательств. При этом должны быть определены механизмы реализации новых расходных обязательств уже на стадии принятия решения об их принятии.
5. Стабильность и предсказуемость налоговой политики. Принятие мер по повышению налогового потенциала Ставропольского края.
Законами Ставропольского края о налогах и сборах и решениями органов местного самоуправления предоставлены освобождения в форме различных льгот и изъятий из объектов налогообложения по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц (далее - имущественные налоги), налогу на прибыль организаций. Установленные льготные режимы налогообложения приводят к неполной мобилизации налогового потенциала Ставропольского края, эффективность которых в экономическом и социальном аспекте не всегда оправдана.
Согласно формам статистической налоговой отчетности о структуре начислений и базе налогообложения за 2009 год сумма выпадающих доходов консолидированного бюджета Ставропольского края за счет предоставленных налоговых льгот составила 542,9 млн рублей, в том числе: за счет льгот, установленных законами Ставропольского края, - 407,4 млн рублей; за счет льгот, установленных решениями представительных органов местного самоуправления, - 135,5 млн рублей. Значительные суммы выпадающих доходов консолидированного бюджета Ставропольского края сложились по:
налогу на имущество организаций - за счет предоставления им льгот в отношении имущества, относящегося к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и автомобильным дорогам общего пользования местного значения, и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью;
транспортному налогу - за счет льгот для организаций, осуществляющих содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования;
земельному налогу - за счет предоставления льгот бюджетным учреждениям.
С целью более полной мобилизации налоговых и неналоговых доходов в краевой бюджет и местные бюджеты необходимо провести комплексную оценку эффективности предоставляемых льгот по уплате налогов, степени их влияния на развитие экономики Ставропольского края, а также сравнительный анализ установленных в Ставропольском крае ставок налогообложения.
Налоговые льготы по местным налогам для физических лиц в основном имеют социальное значение, поскольку распространяются на малоимущие социально незащищенные категории граждан, их оптимизация требует взвешенной оценки. При этом возможно, например, установление по отдельным категориям налогоплательщиков не облагаемых налогом минимумов площади имущественных объектов по местным налогам и налогообложение сверх этих минимумов в установленном порядке.
Учитывая планируемое на федеральном уровне проведение мероприятий по сокращению налоговых льгот, установленных федеральным законодательством о налогах и сборах в отношении региональных и местных налогов, имущественные налоги должны стать весомым источником доходов краевого бюджета и местных бюджетов, а принципы их взимания должны стимулировать эффективное использование имущества юридических и физических лиц.
6. Совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения краевого бюджета (далее - кассовый план) с установлением ответственности главных распорядителей средств краевого бюджета за качество составления и соблюдение показателей кассового плана.
Недостаточно высокое качество прогнозирования объема расходов, необходимых для обеспечения деятельности государственных учреждений Ставропольского края, исполнения принятых расходных обязательств в течение квартала или месяца, в течение финансового года, приводят к образованию остатков бюджетных средств на едином счете краевого бюджета и задержке в исполнении расходных обязательств, не являющихся приоритетными. Анализ осуществления кассовых выплат за последние три года показал, что наибольший объем расходов краевого бюджета - от 32,6 процента до 34,3 процента от годового объема ассигнований - осуществляется в IV квартале соответствующего финансового года. При этом доля расходов краевого бюджета в I квартале варьирует от 15,3 процента в 2007 году до 17,8 процента в 2009 году.
Установление ответственности главных распорядителей средств краевого бюджета за качество составления кассового плана и соблюдение его показателей будет способствовать более ритмичному использованию средств краевого бюджета в течение финансового года и снижению объема остатков бюджетных средств на едином счете краевого бюджета.