(с изменениями на 8 мая 2019 года)
(в ред. распоряжений Правительства Ставропольского края от 26.06.2014 N 225-рп, от 07.12.2015 N 389-рп, от 06.04.2016 N 93-рп, от 08.05.2019 N 188-рп)
1. Утвердить прилагаемые Основные направления реализации государственной национальной политики и государственной политики в сфере противодействия этническому и религиозному экстремизму в Ставропольском крае на период до 2025 года (далее - Основные направления).
(в ред. распоряжений Правительства Ставропольского края от 26.06.2014 N 225-рп, от 07.12.2015 N 389-рп, от 08.05.2019 N 188-рп)
2. Поручить органам исполнительной власти Ставропольского края и рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края руководствоваться Основными направлениями при реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений и противодействия этническому и религиозному экстремизму в Ставропольском крае.
(в ред. распоряжения Правительства Ставропольского края от 07.12.2015 N 389-рп)
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края Ушакова С.Д.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Ставропольского края
В.В.ГАЕВСКИЙ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭТНИЧЕСКОМУ И РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
(в ред. распоряжения Правительства Ставропольского края от 08.05.2019 N 188-рп)
Настоящие Основные направления определяют приоритеты в реализации государственной национальной политики в Ставропольском крае, а также государственной политики в сфере противодействия этническому и религиозному экстремизму, исходя из особенностей межнациональных и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае, их современного состояния, с учетом основных угроз этнического и религиозного экстремизма в Ставропольском крае.
Настоящие Основные направления основываются на Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах, нормативных правовых актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 (далее - Стратегия государственной национальной политики), Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации В. Путиным 28.11.2014 N Пр-2753, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683, Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 года N 622, Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 1485-р, Уставе (Основном Законе) Ставропольского края, законах Ставропольского края, нормативных правовых актах Губернатора Ставропольского края и Правительства Ставропольского края.
Эффективность реализаций государственной национальной политики Российской Федерации обеспечивается согласованной деятельностью территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, законодательного (представительного) органа государственной власти Ставропольского края, органов исполнительной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, институтов гражданского общества, осуществлением комплекса политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, разработанных в соответствии со Стратегией государственной национальной политики.
Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка как интегративных и референтных, исторического и культурного наследия народов Российской Федерации, в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов Российской Федерации и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру.
Ставропольский край исторически сложился как многонациональный регион, системообразующим звеном которого являлся русский народ. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному, межнациональному и этноконфессиональному взаимодействию на исторической территории Ставропольского края сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов, приверженных единым принципам и ценностям, таким как патриотизм, служение Отечеству, прочность традиционных семейных связей, созидательный труд, гуманизм, социальная справедливость, взаимопомощь и коллективизм.
При отмечающемся росте полиэтничности Ставропольский край - край преимущественно с русским населением. Русская ментальность, культура и язык определяют основные социокультурные характеристики Ставропольского края.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Ставропольского края наряду с русскими, составляющими 80,9 процента населения Ставропольского края, проживают абазины, аварцы, агулы, даргинцы, езиды, ингуши, кабардинцы, карачаевцы, кумыки, курды, лакцы, лезгины, мордва, ногайцы, осетины, казаки, рутульцы, табасараны, татары, удмурты, цыгане, черкесы, чеченцы, чуваши, а также имеющие национально-государственные образования за пределами Российской Федерации армяне, азербайджанцы, белорусы, вьетнамцы, греки, грузины, евреи, казахи, корейцы, молдаване, немцы, поляки, турки, узбеки, украинцы, туркмены и другие.
Сформировались отдельные территории компактного проживания этнических групп, отдельные моноэтничные сельские поселения и городские кварталы.
Осуществляется процесс самоорганизации этнических групп, ведущий к образованию неформальных центров влияния, позиционированию части этнической элиты в качестве знаковых фигур в общественно-политической жизни Ставропольского края.
Наблюдается конкуренция между этническими группами в сфере собственности, бизнеса, предпринимательства.
Отмечается объединение и позиционирование молодежи и студенчества по этническому принципу.
Продолжается проникновение на территорию Ставропольского края радикальных течений ислама.
Наблюдается рост числа неофитов и последователей нетрадиционных деноминаций. Также отмечаются случаи саморадикализации граждан.
Усиливается значение информационно-телекоммуникационных сетей в формировании общественного мнения о состоянии межнациональных и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае, а также в качестве средства распространения и пропаганды идей этнического и религиозного экстремизма.
Завершен процесс возрождения казачества в Ставропольском крае как составной части гражданского общества. Казачество, продолжая лучшие исторические традиции, несет государственную и иную службу во благо России. Члены казачьих обществ берут на себя соответствующие обязательства и с достоинством их выполняют, оказывают помощь в воспитании подрастающего поколения.
Продолжается процесс институционализации казачества как социальной силы, традиционно выступающей опорой российской государственности на юге России.
Важным фактором укрепления межнациональной стабильности в Ставропольском крае, консолидации гражданского общества является привлечение казачества к государственной и иной службе, развитие взаимодействия казачества с национально-культурными автономиями и другими общественными объединениями, способствующими сохранению и развитию культуры народов Российской Федерации, проживающих в Ставропольском крае.
Ведется диалог между религиозными объединениями, действующими на территории Ставропольского края, - каноническими подразделениями религиозной организации Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и Централизованной религиозной организацией "Духовное Управление мусульман Ставропольского края", - в котором также участвуют другие религиозные объединения.
В структуре гражданского общества Ставропольского края национально-культурные общественные объединения представлены национально-культурными автономиями, национально-культурными общественными организациями.
В Ставропольском крае действует совет при Губернаторе Ставропольского края по вопросам межэтнических отношений, созданный постановлением Губернатора Ставропольского края от 30 августа 2005 г. N 493.
В муниципальных районах и городских округах Ставропольского края созданы этнические советы, а в сельских населенных пунктах - советы мира и дружбы.
Осуществляющие на территории Ставропольского края свою деятельность дома дружбы объединяют национально-культурные общественные объединения и организуют совместные мероприятия в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений, социальной и культурной интеграции иностранных граждан, фестивали, дни национальной культуры и литературы, работу творческих коллективов, совещания, семинары, конференции.
Общая оценка состояния межнациональных и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае следующая:
межнациональные отношения характеризуются динамическим равновесием этносоциальных и этнокультурных интересов граждан и этнических групп;
этноконфессиональные отношения сбалансированы;
имеется скрытый конфликтогенный потенциал межнациональных отношений, неравномерно распределенный как по территории Ставропольского края, так и по социально-демографическим группам.
В Ставропольском крае существуют проблемы, в том числе создающие угрозы этнического и религиозного экстремизма, требующие эффективного управленческого воздействия, а именно:
проникновение на территорию Ставропольского края радикальных течений ислама и нетрадиционных для Ставропольского края религиозных течений, последователи которых способны дестабилизировать социально-политическую обстановку на территории Ставропольского края;
неурегулированность земельных и имущественных отношений, нередко порождающая социальную напряженность, приобретающую межнациональную окраску;
проблематичность процессов взаимной аккультурации этносов и этнических сообществ в отдельных территориях Ставропольского края;
сохраняются элементы морально-правового нигилизма у отдельных жителей Ставропольского края;
сохраняются попытки политизации этнических и религиозных процессов.
Результаты ежегодного мониторинга состояния межнациональных и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае подтверждают тенденцию сокращения конфликтного потенциала при умеренной напряженности в сфере этноконфессиональных отношений.
В рейтинге проблем, волнующих жителей Ставропольского края, проблемные вопросы в сфере межнациональных отношений, террористических угроз и миграции на протяжении последних лет стабильно занимают аутсайдерские позиции.
Более 90,0 процента жителей Ставропольского края положительно оценивают состояние межнациональных отношений в обществе.
В Ставропольском крае создана система регулирования межнациональных и этноконфессиональных отношений, основанная на конструктивном взаимодействии территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, законодательного (представительного) органа государственной власти Ставропольского края, органов исполнительной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, институтов гражданского общества.
Целями государственной национальной политики Российской Федерации в Ставропольском крае являются: