Категории хозяйств | 2011 год | 2012 год | 2013 год | |||
млрд рублей | доля, про цент | млрд рублей | доля, про цент | млрд рублей | доля, про цент | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Хозяйства всех категорий Ставропольского края, всего | 103,5 | 100,0 | 101,2 | 100,0 | 124,8 | 100,0 |
крестьянские (фермерские) хозяйства | 12,1 | 11,6 | 11,7 | 11,6 | 16,6 | 13,3 |
личные подсобные хозяйства | 26,3 | 25,4 | 28,8 | 28,5 | 31,7 | 25,4 |
В то же время оценка сложившейся ситуации в Ставропольском крае по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств показывает, что предпринимательская инициатива на селе ограничена недостаточным развитием материально-технической базы, а также разрушением инфраструктуры сельских поселений. Учитывая, что уровень безработицы на селе остается высоким, проблема оттока кадров во многих сельских поселениях остается актуальной. В целях обновления кадрового состава на селе, развития малого предпринимательства в агропромышленном комплексе Ставропольского края, повышения заинтересованности и занятости сельской молодежи необходим комплекс мер по стимулированию развития начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Ставропольского края.
Начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства Ставропольского края сталкиваются с целым рядом проблем, связанных со значительными финансовыми затратами на развитие своей производственной базы и бытовое обустройство (сложности при получении кредитов, высокая стоимость материально-технических средств и другие). Без решения данных проблем начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства Ставропольского края не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем вынуждены будут прекратить деятельность уже в первые два года своей деятельности.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов Программы, относятся:
внешние риски, включающие в себя:
недостаточное ресурсное обеспечение мероприятий Программы за счет средств бюджета Ставропольского края (далее - краевой бюджет);
(в ред. приказа министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 31.07.2015 N 289)
недостаточный уровень финансирования со стороны крестьянских (фермерских) хозяйств за счет собственных или заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура с поставками товаров и оказанием услуг для села, повышением цен на горюче-смазочные материалы, электроэнергию, которые могут привести к трудностям с реализацией произведенной продукции;
риски, связанные с природно-климатическими условиями;
внутренние риски, включающие в себя производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита).
Управление рисками в рамках реализации Программы проводится в форме ее целевого и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
Программа разработана в соответствии с целями и приоритетами Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 года N 221-рп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года", а также с учетом тенденций и опыта оказания государственной поддержки на развитие животноводства в Российской Федерации.
Реализация Программы будет способствовать развитию и созданию в Ставропольском крае крестьянских (фермерских) хозяйств, повышению уровня жизни и обеспечению занятости сельского населения, позволит активизировать развитие малого предпринимательства в агропромышленном комплексе Ставропольского края и поднять престиж фермеров на селе.