Основные показатели состояния животноводства в крестьянских (фермерских) хозяйствах Ставропольского края
N п/п | Наименование показателя | Единица измерения | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2014 год к 2012 году (процентов) |
1. | Поголовье крупного рогатого скота, всего | тыс. голов | 35,2 | 51,3 | 41,3 | 117,3 |
в том числе коров | тыс. голов | 20,7 | 31,5 | 18,8 | 90,8 | |
2. | Поголовье птицы | тыс. голов | 246,8 | 198,1 | 251,8 | 102,0 |
3. | Валовое производство молока | тыс. тонн | 16,5 | 17,6 | 25,7 | 155,8 |
4. | Валовое производство (реализация) мяса в живом весе | тыс. тонн | 21,6 | 25,9 | 17,4 | 80,6 |
5. | Валовое производство яиц | тыс. тонн | 28,9 | 27,5 | 27,4 | 94,8 |
Главным сдерживающим фактором устойчивого развития крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края являются значительные затраты, связанные с высокой стоимостью подрядных работ по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов (ферм) с комплектованием их высокопродуктивным поголовьем скота и птицы.
Крестьянские (фермерские) хозяйства Ставропольского края сталкиваются с целым рядом проблем, связанных с финансовыми затратами на развитие своей производственной базы и бытового обустройства, ощущают недостаток первоначального капитала, затруднения с получением кредитов, так как у них недостаточно залогового имущества. Формирование нового крестьянского (фермерского) хозяйства требует также значительных затрат на проектирование хозяйственных построек, их подключение к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам.
Необходимо также отметить, что уровень безработицы на селе остается высоким, проблема оттока кадров во многих районах Ставропольского края так и не решена, а специалисты, получившие сельскохозяйственное образование в городах, не возвращаются в сельское хозяйство и не работают по полученной специальности. В сельской местности растет доля населения пенсионного возраста. Сельское хозяйство испытывает кадровый дефицит. Имеются многочисленные факты ликвидации животноводческих комплексов в крестьянских (фермерских) хозяйствах Ставропольского края.
Строительство, реконструкция и модернизация животноводческих комплексов (ферм) с комплектованием их высокопродуктивным поголовьем скота и птицы окажется не под силу большинству крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края из-за высокой стоимости подрядных работ и невозможности обеспечения исполнения обязательств по кредитным договорам без оказания государственной поддержки.
Таким образом, возникла необходимость дальнейшей целенаправленной и планомерной разработки организационных и финансовых мер, направленных на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и обеспечение привлечения средств федерального бюджета и бюджета Ставропольского края (далее - краевой бюджет).
(в ред. приказа министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 30.07.2015 N 288)
Мероприятия Программы направлены на развитие и увеличение числа семейных животноводческих ферм, создаваемых в крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Решение проблем по созданию семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края возможно программно-целевым методом, то есть посредством реализации системы мероприятий, направленных на увеличение объемов производства животноводческой продукции.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов Программы, относятся:
внешние риски, включающие в себя:
недостаточное ресурсное обеспечение мероприятий Программы из краевого бюджета;
недостаточный уровень финансирования со стороны крестьянских (фермерских) хозяйств за счет собственных или заемных средств;
неблагоприятную рыночную конъюнктуру с поставками товаров и оказанием услуг для села, повышением цен на горюче-смазочные материалы, электроэнергию, которые могут привести к трудностям с реализацией произведенной продукции;
риски, связанные с природно-климатическими условиями;
внутренние риски, включающие в себя производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита).
Управление рисками в рамках реализации Программы проводится в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, фуражное зерно, другие товары, работы и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
Программа разработана в соответствии с целями и приоритетами Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 года N 221-рп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года", а также с учетом тенденций и опыта оказания государственной поддержки на развитие животноводства в Российской Федерации.