Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 1995 - 1997 ГОДЫ

I. Введение


1. Жилищная проблема в Республике Башкортостан, обострившаяся в условиях перехода к рыночной экономике, определяет необходимость проведения жилищного строительства как неотъемлемой части стабилизации экономики и осуществления в ней структурных изменений.

2. Цель данной программы - наметить конкретные меры на 1995-1997 годы по осуществлению следующих основных задач:

создание системы законодательных и правовых норм в целях осуществления жилищного строительства;

постепенное наращивание объемов ввода жилья за счет поэтапного перехода от непосредственного выполнения государством функций финансирования, строительства, распределения жилья к обеспечению государственных гарантий права граждан приобретать в собственность или получать в пользование благоустроенное жилище - квартиру или дом;

изменение структуры жилищного строительства по формам собственности, источникам финансирования, типам зданий и технологиям их возведения путем создания экономических предпосылок и стимулов для привлечения в жилищную сферу широкого круга инвесторов, увеличения доли негосударственных (внебюджетных) инвестиций, создания рынка жилья, развития частной собственности и малоэтажного строительства с соответствующими технологиями работ в жилищной сфере;

демонополизация жилищного строительства, структурная перестройка базы стройиндустрии и промышленности стройматериалов, изменение форм организации строительства;

решение вопросов землепользования в жилищной сфере в комплексе с развитием инженерной инфраструктуры;

в целях повышения экономической стабильности в республике и улучшения благосостояния граждан, а также для побуждения их к высокоэффективному труду, создания необходимых условий для стремления к владению недвижимым имуществом, прежде всего индивидуальным жилым домом или отдельной квартирой.

На этой мотивации в республике должна быть основана мощная кредитно - финансовая система, обеспечивающая функционирование рынка жилья.

Рынок жилья призван стать одним из главных элементов всей экономической системы республики. Он должен стимулировать граждан дорожить рабочим местом, высокоэффективно трудиться и постоянно повышать свою квалификацию. Строительство или покупка жилья в кредит является основной формой обеспечения граждан республики жильем, а необходимость возвращения кредитных долгов должна подстегивать энергию и развивать деловые качества людей, их стремление поскорее выплатить кредит, вложить деньги в недвижимость, сохранить и приумножить эту недвижимость.

При этом государственные органы не вмешиваются в эту систему, а эффективно ее поддерживают и регулируют налоговыми и страховыми льготами и гарантиями, что стимулирует инвесторов направлять свои деньги на рынок жилья.

Рынок жилья выступает гарантом устойчивости республиканской финансовой системы, являясь самым надежным антиинфляционным средством.

Рынок жилья поддерживает постоянную потребность в деньгах, а создаваемый дефицит финансовых средств увеличивает оборачиваемость денег, что является одним из главных индикаторов здоровья экономики республики.

3. Жилищная сфера является важнейшей составной частью экономики Республики Башкортостан. Жилищный фонд (64,5 млн. кв. м. площади) составляет более 20% воспроизводимого недвижимого имущества республики, с учетом строений на садовых и дачных участках, иных объектов жилищной сферы - около 30 процентов; объем инвестиций в жилищное строительство - около четверти их общего объема; в сфере строительства и эксплуатации жилья занято около 13 процентов работающего населения.

Жилищное строительство имеет ключевое значение для общего успеха экономической реформы, способствуя улучшению макроэкономических пропорций, снижению инфляций, сокращению дефицита государственного бюджета, стабилизации денежного обращения за счет растущей аккумуляции частных средств на специальных счетах и в форме собственного жилья, улучшению территориального распределения трудовых ресурсов, переходу к менее энергоемким и материалоемким формам городского развития, ряду других факторов.

Недооценка жилищного сектора в осуществлении общих структурных изменений в экономике привела к тому, что значительная часть воспроизводимого богатства республики оказалась практически выключенной из реформы, а жилищная проблема продолжает оставаться одной из наиболее острых социальных проблем.

4. Кризисное состояние жилищного сектора во многом вызвано объективными процессами перехода от жесткого государственного управления к рыночной экономике, отказа государства от монопольной роли инвестора, подрядчика, собственника. Неподготовленность рыночных институтов усугубила тяжелую ситуацию в жилищной сфере.

Предусмотренные для выполнения социальных программ капитальные вложения государства, предприятий и организаций стали явно недостаточными, снизились темпы предоставления жилья гражданам, резко снизилась платежеспособность части населения, в результате чего приобретение жилья или осуществление его строительства становится невозможным.

Ввод жилья сократился с 2,026 млн. кв. м общей площади в 1988 году до 1,664 млн. кв. м в 1994 году. При этом около 450 тысяч семей и одиночек живут в коммунальных квартирах, общежитиях или арендуют жилье у частных лиц. Свыше 80 тысяч человек проживают в ветхих и аварийных домах. В очереди на улучшение жилищных условий стоит свыше 280 тысяч семей, или около одного миллиона человек.

В республике появились вынужденные переселенцы, а также остро нуждающиеся в жилье.

5. Жилищно - коммунальное хозяйство, содержащееся в основном за счет государственных дотаций, в связи с их сокращением и либерализацией цен оказалось в критическом положении.

Если в 1990 году ремонт жилья осуществлялся на уровне 60-70 процентов, то в 1994 году - 50-55 процентов от потребного.

Кроме того, объем реконструкции существенно занижен по сравнению с объемом капитального ремонта, что не позволяет вовремя реконструировать здания и приводит их к моральному старению.

Доля затрат на развитие коммунальных объектов от затрат на строительство жилья не превышает 28 процентов при установленном нормативе в одну треть и реальной потребности порядка 40 процентов. В результате объекты инженерной инфраструктуры, как системы жизнеобеспечения, находятся в кризисном состоянии и постепенно теряют способность к выполнению своих функциональных задач.

6. Значительное сокращение объема государственных капитальных вложений, сложившаяся динамика цен и жесткая налоговая политика привели к тому, что местные органы власти не в состоянии обеспечить необходимые объемы строительства. В ряде городов и районов, при остром дефиците жилья, объемы его строительства уменьшаются.