1. При сохранении существующего неблагоприятного положения в жилищном секторе экономики, недоучете возможности по стабилизации макроэкономической ситуации посредством жилищной политики за 1995-1997 годы в республике может быть введено порядка 5,1 млн. кв. м общей площади жилья. При этом ежегодно будет возможен ввод жилья объемом около 1,7 млн. кв. м.
2. Государственную финансовую поддержку жилищного строительства в 1995-1997 годах необходимо концентрировать по следующим направлениям:
из республиканского бюджета Российской Федерации выделять средства на строительство жилья для военнослужащих, лиц, уволенных в запас или в отставку из вооруженных сил, переселенцев, лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и других аварий и стихийных бедствий, а также на производства ряда высокоэффективных строительных материалов на строительство отдельных крупных объектов коммунального хозяйства межреспубликанского значения, на дотации отдельным регионам и отраслям, на строительство некоторых видов специализированного жилья;
из бюджета Республики Башкортостан, местного бюджета - на строительство жилых домов социального жилищного фонда для очередников и работников бюджетных организаций, относящихся к категории малоимущих, на развитие базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов, на коммунальное строительство, включая подготовку территории для нового жилищного строительства, на развитие, ремонт и реконструкцию объектов жилищно - коммунального хозяйства.
3. Для концентрации и эффективного использования средств, направляемых на жилищное строительство, необходимо образовать Республиканский фонд развития жилищного строительства.
Источниками поступления средств в активы данного фонда должны стать:
средства бюджетов всех уровней;
кредиты под государственные гарантии, включая кредиты международных и иностранных финансовых организаций;
средства фонда занятости в части организации общественных работ, связанных со строительством, реконструкцией и модернизацией жилья, а также объектов социальной и коммунально - бытовой инфраструктуры населенных пунктов;
законодательно установленный процент от квот, предоставляемых предприятиям на продажу сырья, материалов и т.п. за пределы республики;
взносы благотворительных обществ, организаций и отдельных лиц;
займы с высоким уровнем процентных ставок;
доля налога на недвижимость;
кредиты под гарантии республиканских и местных органов власти и управления;
республиканские и муниципальные займы с высоким уровнем процента под объекты муниципальной недвижимости;
доля доходов от операций с муниципальной недвижимостью, в т.ч. с объектами незавершенного строительства;
часть прибыли от продажи местными органами власти участков для инженерной подготовки территорий под новое жилищное строительство.
Основными направлениями использования средств фондов должны являться:
строительство жилищного фонда социального назначения;
инженерная подготовка территорий для ведения нового жилищного строительства всех форм собственности;
развитие, ремонт и реконструкция объектов жилищно - коммунального хозяйства;
строительство объектов социальной инфраструктуры;
развитие базы строительной индустрии, промышленности строительных материалов.
4. Анализ доходов граждан республики показывает, что в настоящее время не более одного процента населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий, может единовременно оплатить строительство или приобретение готового дома или квартиры.
В связи с этим важное значение имеет создание различных форм финансово - кредитного механизма, таких как институты залога недвижимости и ипотечного кредита, вторичного рынка закладных, расширение перечня имущества, сдаваемого в залог; создание разветвленной сети ссудосберегательных систем и жилищно - строительных банков; предоставление предприятиями кредитов и ссуд своим работникам под льготный процент и погашения уже полученных ими кредитов; льготное или бесплатное предоставление участков земли с готовым инженерным благоустройством под жилищное строительство, создание сети страховых компаний по страхованию долгосрочных ссуд.
Для обеспечения эффективности кредитных отношений в жилищной сфере необходимо предусматривать различные условия предоставления ссуд разным типам застройщиков. Среди них выделяются семьи с большим и постоянным доходом, которые могут брать кредит в банке с высокой надежностью выплат за период погашения ссуды; семьи с меньшим доходом, но работающие в высокодоходных организациях или фирмах, гарантирующих своевременность выплат; семьи со средним доходом, особенно нуждающиеся в субсидировании за счет государства. Улучшение условия проживания семей с малым доходом должно обеспечиваться в рамках программы развития жилища
социального назначения.
Необходимо поддержать стабильность экономики вовлечением в активные кредитно - финансовые отношения наибольшего числа семей. Для увеличения жилищных сбережений населения необходимо стимулировать образование системы целевых, накопительных, именных, фамильных, жилищных счетов (ФЖС), которые субсидируются государством в различных формах. После накопления гражданином определенной суммы средств (порядка 10-25 процентов от стоимости приобретаемого или строящегося жилья, в зависимости от категории семей) банком, открывшим такой счет, выдается кредит. Эти счета могут размещаться в любых государственных и коммерческих банках, имеющих соответствующую лицензию. Источниками аккумуляции средств на фамильных жилищных счетах должны стать: