Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 1995 - 1997 ГОДЫ

III. Социальные аспекты жилищной программы


1. В сознании уже нескольких поколений утвердилось отношение к жилью как к бесплатно предоставляемому государством социальному благу, и преодоление этого стереотипа потребует некоторого времени. Кроме того, низкий уровень материального благосостояния части населения требует проведения такой жилищной политики, которая обеспечит реальную возможность строительства или приобретения жилья семьям со средними и низкими доходами.

Поэтому, если общеэкономические интересы побуждают к максимальному ускорению проведения жилищной программы, то ситуация в социальной сфере заставляет ориентироваться на постепенное, поэтапное ее проведение.

2. Важное значение имеет изменение структуры жилищного фонда по формам собственности, направленное на формирование слоя собственников и создания рынка жилья.

В настоящее время в государственной и муниципальной собственности в республике находится 56,2 процента жилищного фонда, а в городах - более 70 процентов. При этом 27,8 процента всего государственного и муниципального жилищного фонда находится на балансе государственных либо муниципальных предприятий, организаций или учреждений. В то же время индивидуальный жилищный фонд составляет всего 43,8 процента.

3. Задача Государственной целевой жилищной программы - всемерно способствовать росту доли жилищного фонда в частной собственности граждан или юридических лиц путем приватизации существующего государственного и муниципального жилищного фонда, а также развитию нового коммерческого жилищного строительства.

4. Одновременно с ускорением приватизации жилья необходимо стимулировать индивидуальное и кооперативное (коллективное) жилищное строительство, а также жилищное строительство за счет средств приватизированных предприятий, акционерных обществ и других негосударственных юридических либо физических лиц.

Частное жилищное строительство, и прежде всего индивидуальное осуществляемое высокоэффективными методами, должно стать приоритетной формой наращивания жилищного фонда. Индивидуальное жилищное строительство не только позволяет семье иметь жилище и земельный участок, но и способствует развитию приусадебных хозяйств для дополнительного производства сельскохозяйственной продукции, бережному отношению к своему дому, трудовому воспитанию детей и молодежи, укреплению семьи и закреплению кадров.

Если удельный вес средств населения на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство в общем объеме ввода жилья составил в 1993 году 34,8 процента, то в 1995 году он должен составить свыше 47 процентов, а вместе со средствами негосударственных предприятий и организаций - примерно 85 процентов общего объема ввода в эксплуатацию жилых домов.

Необходимы конкретные меры государственной поддержки и организации частного (включая индивидуальное) жилищного строительства в виде беспрепятственного предоставления земельных участков, их инженерного обеспечения, создания соответствующей базы строительной индустрии и промышленности стройматериалов, а также внедрения адекватных финансово - кредитных механизмов, включая различные формы ипотечного кредитования, систему налоговых и кредитных льгот.

5. Устойчивое функционирование жилищной сферы создаст экономические предпосылки для превращения жилья в обращающийся товар. Сегодня доходы подавляющей части семей упали существенно ниже уровня, достаточного для покупки жилья. Требуется приведение в приемлемое соответствие уровня доходов населения и средней стоимости жилья, что позволит достичь решения важной социально - политической задачи - формирования слоя собственников жилья как социальной базы реформ, а также содействовать макроэкономической стабилизации народного хозяйства.

При регулировании соотношения стоимости жилья и доходов населения следует исходить из того, что стоимость жилья, как правило, не превышает 12-15 годовых доходов среднеобеспеченной семьи. Это означает, что при использовании такой семьей третьей части доходов на оплату жилья его выкуп с учетом выплат кредитов банков будет осуществляться в течение 30 и более лет. В сложившейся ситуации, когда это соотношение стало увеличиваться в десятки раз, период доведения доходов населения до уровня, позволяющего семьям со средним доходом оплачивать свое жилье по рыночным ценам, займет не один год. Его продолжительность будет определяться общими тенденциями экономического развития, влияющими на уровень доходов населения, введением жесткого государственного налогового регулирования динамики цен на жилье, эффективностью функционирования жилищного сектора в целом.

При введении механизма регулярной индексации доходов в зависимости от динамики индекса потребительских цен следует предусматривать пропорциональный рост расходов на оплату жилья в структуре "весов" потребительской корзины.

6. В новых социально - экономических условиях должно быть сохранено право граждан на улучшение своих жилищных условий путем бесплатного получения в порядке очередности жилья государственного или муниципального жилищного фонда в пределах социальной нормы площади жилища, приходящейся на одного человека, на условиях договора найма, аренды жилья либо приобретения или строительства частного жилого дома в более короткие сроки с использованием собственных средств, организации кондоминиумов - товариществ, жилищных или жилищно - строительных кооперативов.

В целях сокращения очередей при согласии граждан на снятие их с учета на получение жилья или улучшение жилищных условий целесообразно предоставлять им целевые дотации из средств бюджетов, собственных средств предприятий и организаций, создаваемых для этих целей инвестиционных и иных фондов, других внебюджетных источников.

Величина целевой дотации зависит от года постановки на учет, обеспеченности жильем, от льгот, установленных законодательством, социальной нормы площади жилья, средней фактической стоимости государственного и муниципального жилья, других оснований, предусмотренных законодательством. Для защиты от инфляции размер дотации определяется на момент приобретения жилья либо строительных материалов для частного жилищного строительства.