Формирование всех основных компонентов систем управления техногенными и природными рисками в Республике Башкортостан позволяет предусмотреть в качестве важнейшего результата развития этого направления интеграцию реализуемых таким образом управлений. В конечном счете, управленческие решения, принимаемые органами государственной власти и управления, как и непосредственные действия по снижению риска в республике со стороны МЧС РБ, надзорных органов, других министерств, ведомств и организаций, должны быть эффективными, учитывать возможные проявления и техногенных, и природных факторов потенциальной опасности. В связи с изложенным необходимо разработать единые средства информационной поддержки, создающие условия для принятия обоснованных решений и осуществления рациональных (оптимальных) действий. Центральной частью системы такой поддержки должен стать Объединенный реестр факторов техногенной и природной опасности по территориям. На рисунке 6 показана структура интегрированной системы управления риском.
Чрезвычайные ситуации как техногенного, так и природного характера существенно сказываются на показателях здоровья населения, повышая риски возникновения разнообразных (в том числе тяжелых) заболеваний. Отсюда вытекает необходимость разработки и совершенствования методик оценивания таких рисков, формирования соответствующих показателей и ранжирования территорий исходя из значений этих показателей. Таким образом, учет влияния факторов риска ЧС на здоровье населения становится одним из определяющих на стадии комплексирования управляющих воздействий по снижению уровня опасности.
Заполнение Объединенного реестра производится на основе информации, включенной в Государственный реестр опасных объектов на территории Республики Башкортостан и в Государственный реестр территорий в пределах Республики Башкортостан, а также с учетом полученных значений показателей риска для здоровья населения. Создание отмеченного Объединенного реестра предполагает:
Рисунок 6
--------------------¬
¦------------------¬¦
¦¦----------------¬¦¦ -------------¬Уровень
¦¦¦ Органы ¦¦¦Управленческие ¦ Ситуация ¦риска
¦¦¦государственно馦+-------------->¦в Республике+-------->
¦¦¦ власти и ¦¦¦ решения ¦Башкортостан¦
¦¦¦ управления ¦¦¦ L-------------
¦¦L----------------¦¦ /\
¦L------------------¦ ¦
L-------------------- ¦
/\ Решения, ¦
¦ рекомендации ¦
------+-------------------------¬ ¦
¦------------------------------¬+------
¦¦----------------------------¬¦¦
¦¦¦ МЧС РБ, надзорные органы,¦¦¦
¦¦¦ответственные министерства,¦¦¦
¦¦¦ ведомства, организации ¦¦¦
¦¦L----------------------------¦¦
¦L------------------------------¦
L--------------------------------
/\ Информационная поддержка
¦ решений
-------------+------------------¬Показатели -----------¬
¦ Объединенный реестр факторов ¦риска для ¦ Методики ¦
¦ техногенной и природной ¦<----------+оценивания¦
¦ опасности по территориям ¦здоровья ¦риска для ¦
L-------------------------------- ¦ здоровья ¦
/\ Комплексирование /\ ¦населения ¦
¦ сведений ¦ L-----------
¦ ------------+---¬ /\/\ /\
-----+----------¬ ¦Государственный+---------------- ¦ ¦
¦Государственный¦ ¦ реестр ¦ ¦Статистическая
¦реестр опасных ¦ ¦ территорий в ¦ ¦информация,
¦ объектов на ¦ ¦ пределах РБ ¦ ¦данные
¦территории РБ ¦ L---------------- ¦медицинских
L---------------+------------------------------------исследований
а) формулирование требований к составу, объему и характеру содержащихся в нем данных;
б) разработку структуры реестра;
в) разработку и реализацию методик получения обобщенных оценок опасности, включаемых в реестр;
г) разработку и реализацию собственно процедур заполнения реестра.
Информация, включаемая в Объединенный реестр факторов техногенной и природной опасности по территориям, должна служить базой для решений и непосредственных действий со стороны МЧС РБ, надзорных органов, других министерств, ведомств и организаций (в частности, Министерства внутренних дел Республики Башкортостан, Министерства лесного хозяйства и природных ресурсов Республики Башкортостан, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан и т.д.). В то же время глобальное изменение текущей ситуации в республике (с точки зрения уровня риска для населения и территорий) должно производиться в процессе выработки управленческих решений со стороны органов государственной власти и управления.
Таким образом, интеграция управления техногенными и природными рисками рассматривается как завершающий акт, обеспечивающий целостность и эффективность функционирования всей управляющей системы.