Стратегическое управление риском для населения подразумевает выработку и реализацию обоснованных управленческих решений, направленных на обеспечение допустимого уровня безопасности населения определенной территории. Указанные решения затрагивают директивные действия (открытие или закрытие объектов, предусмотрение дополнительных мер контроля, изменение полномочий ответственных лиц, перераспределение материально - технических ресурсов), которые должны базироваться на результатах обработки достоверной информации о разнообразных опасных объектах. Здесь, безусловно, особое значение приобретает ранжирование объектов по степеням опасности, осуществимое только при наличии согласованной совокупности оценочных функций.
Рассматривая значения обобщенных оценочных функций риска в качестве управляемых параметров применительно к ситуации в Республике Башкортостан, можно поставить задачу разработки всего комплекса управления безопасностью с учетом имеющихся и специально организованных информационных потоков. Методология формирования стратегического управления безопасностью (риском) предполагает создание и обеспечение эффективного взаимодействия ряда функциональных компонентов.
Формируемая структура системы стратегического управления риском населения Республики Башкортостан изображена на рисунке 4. Обеспечение устойчивости управления обусловливается введением в нее определенной совокупности обратных связей, которые позволяют вырабатывать новые или изменять уже имеющиеся управленческие решения в соответствии со значениями управляемых параметров (отражающих изменение обстановки).
Традиционно обратную связь обеспечивают государственные надзорные органы (Госгортехнадзор, Госатомнадзор, Госэнергонадзор и др.). Указанные инстанции в соответствии со своими полномочиями контролируют обстановку на промышленных объектах региона; собранные ими данные служат одним из источников информационной поддержки решений, принимаемых органами государственной власти.
Кроме того, обратная связь осуществляется при активном участии как надзорных органов, так и Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан и предусматривает специальные документальные средства первичного сбора информации - декларации безопасности различных промышленных объектов. Эти декларации, составляемые согласно регламенту, зафиксированному нормативными актами федерального и республиканского уровней, являются высокоинформативными с точки зрения описания специфики того или иного объекта, т.е. предоставляют полную информацию о всех опасных с точки зрения возможности ЧС факторах (хранилищах химически опасных, радиоактивных и легковоспламеняющихся веществ, использующихся технологических установках, в процессе функционирования которых возможны опасные инциденты, а также информация о случившихся за последнее время авариях и описание средств для их предупреждения и ликвидации, которыми располагает данное предприятие).
Рисунок 4
Организация стратегического управления
уровнем риска в Республике Башкортостан
-------------------¬ ---------------------------------¬
¦ Федеральные и ¦ ¦ ¦
¦ республиканские ¦ ¦ -----------¬ ¦
¦законы, программы,¦<---¬ L-->¦ ¦ ¦
¦ стандарты и ¦ ¦ ¦ +------------¬ ¦
¦ директивы по ¦ Вложения ¦ ¦Совокупность¦ ¦
¦ обеспечению ¦ ¦ страховщиков ¦ ¦оценочных ¦ ¦
¦ необходимого ¦ в повышение ¦ ¦функций ¦ ¦
¦ уровня ¦ ¦ безопасности ¦ Текущая ¦опасности ¦ ¦
L---T--------------- ¦ ситуация +---¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ -------------+------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+\/ ¦------------------¬¦Управленческие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---T-¬ ¦¦----------------¬¦¦решения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+-+--->¦¦¦ Органы ¦¦¦-------------->¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--+-- ¦¦¦государственно馦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
-/\ ¦¦¦ власти и ¦¦¦ L----------- ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦¦ управления ¦¦¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦L----------------¦¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦L------------------¦ ¦ ¦ ¦
¦ L-------------------- ¦ ¦ ¦
¦ /\ Решения и рекомендации ¦ ¦ ¦
¦ -------+------¬ ¦ ¦ ¦
¦ ¦------------¬¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦----------¬¦¦ ¦ ¦ ¦
+T------->¦¦¦Надзорны妦¦<--------------------------------- ¦ ¦
¦¦ ¦¦¦ органы ¦¦¦ ¦ ¦
¦¦ ¦¦L----------¦¦ ¦ ¦
¦¦ ¦L------------¦ ¦ ¦
¦¦ L-------------- ¦ ¦
¦¦Информа- Сведения согласно ¦ ¦
¦¦ция об ----------¬ информационной -------------¬ ¦ ¦
¦¦уровнях ¦Госреестр¦ карте реестра ¦ Декларации ¦ ¦ ¦
L+---------------+ опасных ¦<---------------------+безопасности¦<--- ¦
¦опасности ¦объектов ¦ ¦ объектов ¦ ¦
¦объектов L---------- L---T------T-- ¦
¦ /\ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Оценки опасности ¦ \/ ¦ ¦
¦объекта и ¦ ---------------------¬ ¦ ¦
¦решение о его ¦ ¦-------------------¬¦ ¦ ¦
¦включении в ¦ ¦¦-----------------¬¦¦ ¦ ¦
¦Госреестр L-------------+¦¦Экспертный совет¦¦¦ ¦ ¦
¦ ¦¦L-----------------¦¦ ¦ ¦
¦ ¦L-------------------¦ ¦ ¦
¦ L--------------------- ¦ ¦
¦ -------------------------------------------T------------- ¦
\/ \/ \/ ¦
-- - - - - - - -¬ - - - - - - - -¬ + ¦
Система Система ---T--¬ ¦
¦ обязательного ¦ ¦добровольного +---> +--+--+<---
страхования страхования L--+---
¦ безопасности ¦ ¦безопасности ¦ /\ +
L - - - - -T- - - L - - - - - - -- ¦
¦ ¦
L----------------------------------------------------------
Третий вид обратной связи предполагает создание таких экономических условий, которые сделали бы выгодным как для самих предприятий, так и для возможных сторонних инвесторов вложение средств в повышение безопасности населения и территорий республики. На схеме представлен один из ее возможных вариантов, предусматривающий создание комплекса обязательного (для объектов, признанных особо опасными) и добровольного страхования безопасности. Здесь следует указать, что осуществление обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта предусмотрено статьей 15 федерального и республиканского Законов "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и в течение ближайших лет будет распространено на широкий класс объектов. Процесс взаимодействия страхователей и страховщиков объективно стимулирует последних инвестировать средства в повышение безопасности объектов, стремясь предотвратить наступление страховых случаев. Очевидно, что данная деятельность будет тем эффективнее, чем большим объемом достоверной информации располагает страховщик.
На начальном этапе организации функционирования данного вида обратной связи для оценивания и ранжирования степеней опасности объектов следует привлекать экспертов, что позволяет сформировать специальный реестр опасных объектов для рассматриваемой территории. В реестре концентрируется наиболее значимая информация об объектах и действующих опасных факторах; при этом по всем характерным видам опасности указана соответствующая каждому объекту категория, что позволяет далее получить результирующую оценку степени опасности объекта в целом. Таким образом, Госреестр опасных объектов - это банк данных об объектах, проранжированных по степеням опасности.
Реализация процесса функционирования данной структуры системы стратегического управления безопасностью требует создания условий для работы двух механизмов:
а) Совета экспертов при МЧС РБ;
б) процедуры заполнения реестра опасных объектов (данная функция возлагается на Информационно - аналитический центр при МЧС РБ).
Государственный реестр опасных объектов может служить эффективным средством информационной поддержки при выборе управляющих воздействий со стороны органов власти различного уровня. Хранящиеся в реестре данные целесообразно использовать и для корректировки решений надзорных органов (что повышает действенность вышеупомянутой "традиционной" обратной связи). Наконец, содержание реестра может также играть существенную роль в обеспечении функционирования третьего вида обратной связи в системе стратегического управления безопасностью (располагая этими данными, страховщики смогут более точно оценить средства, необходимые для повышения безопасности страхуемого предприятия).
Таким образом, одним из основных путей повышения эффективности работы системы стратегического управления можно считать улучшение ее информационного обеспечения. В частности, это касается упомянутого государственного реестра опасных объектов на территории Республики Башкортостан. Следует добиваться как увеличения объема включаемой в реестр информации и ускорения ее обновления, так и совершенствования структуры формируемого банка данных для более точного и полного отражения всех особенностей источников опасности для населения и окружающей среды.
Необходимо также сказать о методическом и аналитическом обеспечении, которое должно быть включено в состав Госреестра опасных объектов для оценивания вероятностей возможных инцидентов и масштабов их последствий. Например, наличие уточненных методик расчета размеров зараженной зоны при выбросе в атмосферу химически опасного вещества с использованием относящихся к конкретному предприятию данных (масс находящихся на его территории опасных веществ, рельефа окружающей местности, преобладающих в различное время года погодных условий и т.д.) позволяет определить число людей, здоровью которых может быть нанесен ущерб той или иной тяжести. Кроме того, такая оценка по каждому из поражающих факторов несет в себе информацию обо всех стадиях развития аварийной ситуации, что дает возможность правильно выбрать силы и средства, необходимые для ее ликвидации, и комплекс профилактических мер, способных снизить ее вероятность и уменьшить возможный ущерб. В данном случае видна взаимосвязь систем оперативного и стратегического управлений риском.
Помимо этого необходимо вести дальнейшую работу по проведению экспертного оценивания и развертыванию деятельности Совета экспертов при МЧС РБ. При этом оценивание степени опасности того или иного объекта должно проводиться не однократно, а как минимум ежегодно. Практика показывает, что за такой период времени может измениться как обстановка на предприятии (в результате реализуемой на нем программы мероприятий по снижению риска или при вводе в действие новых производственных мощностей), так и способы и методы оценивания (вследствие увеличения объема и качества поступающей с объекта информации или дальнейшего развития методик их анализа), а также опыт и знания самих экспертов.
Все большее внимание (вследствие развития в стране рыночных отношений) следует уделять "экономическим" компонентам стратегической системы управления риском. Помимо развития института страхования безопасности необходимо задействовать другие "рычаги" - в частности, предусмотреть освобождение от налогов части прибыли предприятия, идущей на мероприятия по уменьшению его опасности для населения и окружающей среды.