Оперативное управление риском для населения и территорий субъекта Российской Федерации представляет собой процесс реализации мер, которые в условиях жестких временных ограничений обеспечивают предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций и своевременную ликвидацию их последствий. Отличительными чертами оперативного управления являются:
а) необходимость принятия управленческих решений в условиях крайне ограниченного резерва времени, что вызвано стремлением оказать эффективное воздействие именно на текущую обстановку и предотвратить ЧС (либо максимально быстро ликвидировать ее последствия);
б) необходимость получения максимально подробной и достоверной информации о тех или иных показателях, переход которых через пороговые значения может указать на возникновение ЧС;
в) необходимость организации хранения и направленной обработки данных, накопленных применительно к ситуации на территории республики за предыдущие периоды времени, с целью более обоснованного прогноза и соответствующей поддержки управленческих решений.
Из вышеизложенного следует, что для успешного решения задач оперативного управления необходимо определить совокупность наиболее информативных параметров, изменение значений которых может свидетельствовать о существовании предпосылок к ЧС.
На практике обычно отбирается некоторое множество контролируемых параметров, которые наблюдаются с помощью специальных средств контроля (мониторинга); при этом некоторые из отмеченных параметров сопоставляются с предельно допустимыми в ходе периодически повторяющихся проверок (например, аналитический мониторинг супертоксикантов), а остальные фиксируются в процессе непрерывного слежения.
ЧС в данном случае может быть охарактеризована множеством недопустимых значений контрольных параметров. Целью оперативного управления является сохранение значений указанных параметров в пределах нормы.
Для принятия управленческих решений привлекаются не только текущие значения контролируемых параметров, но и накопленные (сохраненные) данные за те или иные периоды времени. Эти данные отражают историю наблюдений и выбранные интервалы сохранения необходимых сведений.
Аккумуляция и хранение данных служат предварительным этапом для последующей обработки собранной информации и выполнения достоверного прогноза.
В целом изложенные особенности формирования оперативного управления безопасностью населения в Республике Башкортостан отражены в структурной схеме на рисунке 3.
Эффективность работы системы оперативного управления безопасностью определяется периодом времени между поступлением в надзорные органы исходной информации об угрозе возникновения ЧС и началом действий по ее предотвращению или устранению ее последствий. Эта величина зависит от:
полноты и точности информации об изменениях контролируемых параметров;
совершенства методик их анализа и интерпретации, которые позволили бы спрогнозировать возможную ЧС на максимально ранней стадии;
наличия детальных планов противодействия ЧС и ликвидации их последствий, разработанных для возможно большего числа возможных ЧС;
готовности специальных сил и средств к реализации этих планов.
Существенную роль в организации своевременного реагирования на возникновение опасности различных ЧС должно сыграть создание единых дежурно - диспетчерских служб (ЕДДС) в городах республики. В то же время формирование и функционирование таких служб требует разработки соответствующей нормативно - правовой базы, методического, специального программного и информационного обеспечения с финансированием, прежде всего, из федерального бюджета, а также решения межведомственных вопросов на федеральном уровне.
Рисунок 3
Внешние факторы
¦
\/
-------------¬ -----------¬
¦Формирование¦ ¦ Текущая ¦
¦оперативных +--------->¦ситуация в¦
¦управлений ¦ ¦ регионе ¦
L------------- L--------T--
/\ ¦
------+------¬ ¦
¦ Обработка ¦ ¦
--->¦ информации,¦<-----¬ \/
¦ ¦ прогноз ¦ ¦ --------------------¬
¦ L------------- ¦ ¦Выделение множества¦
¦ /\ /\ ¦ ¦ контролируемых ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ параметров ¦
¦ ¦ ¦ ¦ L-T-------------T----
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ----- ¦ ¦ \/ ¦
¦ ¦---------+------¬ ¦ --------------¬ ¦
¦ ¦¦ Аккумуляция и ¦<--+--+Периодический¦ ¦
¦ ¦¦хранение данных¦ ¦аналитический¦ ¦
¦ ¦L---------------- ¦ мониторинг ¦ ¦
¦ ¦ L-------------- ¦
¦ ¦ ¦
¦ L------------------------¬ \/
¦ ----------------¬ ¦ ------------¬
L---+ Аккумуляция и ¦<------+--------+Непрерывное¦
¦хранение данных¦ ¦ слежение ¦
L---------------- L------------
Увеличение объема и достоверности собираемой информации об угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций будет достигнуто за счет создания и совершенствования работы центров контроля и предупреждения ЧС на опасных объектах, а ускоренное доведение этой информации до сведения лиц, принимающих решения, и до населения - за счет внедрения сети оперативного оповещения о возникновении ЧС на территории республики. Вместе с тем все основные данные, отражающие текущую ситуацию в Республике Башкортостан с точки зрения влияния опасных факторов, должны концентрироваться в Информационно - аналитическом центре (ИАЦ), который необходимо сформировать при МЧС РБ.
Построение системы оперативного управления уровнем риска в Республике Башкортостан должно также предусматривать реализацию обширного перечня мероприятий по обучению руководящего состава и персонала опасных объектов, а также населения действиям по предупреждению и ликвидации последствий ЧС в мирное и военное время.
Таким образом, развитие эффективной системы оперативного управления в республике будет достигнуто в процессе осуществления большого числа приоритетных направлений деятельности. Более подробно эти направления перечислены и охарактеризованы в разделе 8.