Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКОВ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

7.1. Система оперативного управления риском


Оперативное управление риском для населения и территорий субъекта Российской Федерации представляет собой процесс реализации мер, которые в условиях жестких временных ограничений обеспечивают предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций и своевременную ликвидацию их последствий. Отличительными чертами оперативного управления являются:

а) необходимость принятия управленческих решений в условиях крайне ограниченного резерва времени, что вызвано стремлением оказать эффективное воздействие именно на текущую обстановку и предотвратить ЧС (либо максимально быстро ликвидировать ее последствия);

б) необходимость получения максимально подробной и достоверной информации о тех или иных показателях, переход которых через пороговые значения может указать на возникновение ЧС;

в) необходимость организации хранения и направленной обработки данных, накопленных применительно к ситуации на территории республики за предыдущие периоды времени, с целью более обоснованного прогноза и соответствующей поддержки управленческих решений.

Из вышеизложенного следует, что для успешного решения задач оперативного управления необходимо определить совокупность наиболее информативных параметров, изменение значений которых может свидетельствовать о существовании предпосылок к ЧС.

На практике обычно отбирается некоторое множество контролируемых параметров, которые наблюдаются с помощью специальных средств контроля (мониторинга); при этом некоторые из отмеченных параметров сопоставляются с предельно допустимыми в ходе периодически повторяющихся проверок (например, аналитический мониторинг супертоксикантов), а остальные фиксируются в процессе непрерывного слежения.

ЧС в данном случае может быть охарактеризована множеством недопустимых значений контрольных параметров. Целью оперативного управления является сохранение значений указанных параметров в пределах нормы.

Для принятия управленческих решений привлекаются не только текущие значения контролируемых параметров, но и накопленные (сохраненные) данные за те или иные периоды времени. Эти данные отражают историю наблюдений и выбранные интервалы сохранения необходимых сведений.

Аккумуляция и хранение данных служат предварительным этапом для последующей обработки собранной информации и выполнения достоверного прогноза.

В целом изложенные особенности формирования оперативного управления безопасностью населения в Республике Башкортостан отражены в структурной схеме на рисунке 3.

Эффективность работы системы оперативного управления безопасностью определяется периодом времени между поступлением в надзорные органы исходной информации об угрозе возникновения ЧС и началом действий по ее предотвращению или устранению ее последствий. Эта величина зависит от:

полноты и точности информации об изменениях контролируемых параметров;

совершенства методик их анализа и интерпретации, которые позволили бы спрогнозировать возможную ЧС на максимально ранней стадии;

наличия детальных планов противодействия ЧС и ликвидации их последствий, разработанных для возможно большего числа возможных ЧС;

готовности специальных сил и средств к реализации этих планов.

Существенную роль в организации своевременного реагирования на возникновение опасности различных ЧС должно сыграть создание единых дежурно - диспетчерских служб (ЕДДС) в городах республики. В то же время формирование и функционирование таких служб требует разработки соответствующей нормативно - правовой базы, методического, специального программного и информационного обеспечения с финансированием, прежде всего, из федерального бюджета, а также решения межведомственных вопросов на федеральном уровне.

Рисунок 3

                                     Внешние факторы
                                  ¦
                                 \/
     -------------¬          -----------¬
     ¦Формирование¦          ¦ Текущая  ¦
     ¦оперативных +--------->¦ситуация в¦
     ¦управлений  ¦          ¦ регионе  ¦
     L-------------          L--------T--
          /\                          ¦
     ------+------¬                   ¦
     ¦  Обработка ¦                   ¦
 --->¦ информации,¦<-----¬           \/
 ¦   ¦   прогноз  ¦      ¦     --------------------¬
 ¦   L-------------      ¦     ¦Выделение множества¦
 ¦     /\    /\          ¦     ¦   контролируемых  ¦
 ¦      ¦     ¦          ¦     ¦     параметров    ¦
 ¦      ¦     ¦          ¦     L-T-------------T----
 ¦      ¦     ¦          ¦       ¦             ¦
 ¦  -----     ¦          ¦      \/             ¦
 ¦  ¦---------+------¬   ¦  --------------¬    ¦
 ¦  ¦¦ Аккумуляция и ¦<--+--+Периодический¦    ¦
 ¦  ¦¦хранение данных¦      ¦аналитический¦    ¦
 ¦  ¦L----------------      ¦  мониторинг ¦    ¦
 ¦  ¦                       L--------------    ¦
 ¦  ¦                                          ¦
 ¦  L------------------------¬                \/
 ¦   ----------------¬       ¦        ------------¬
 L---+ Аккумуляция и ¦<------+--------+Непрерывное¦
     ¦хранение данных¦                ¦  слежение ¦
     L----------------                L------------

Увеличение объема и достоверности собираемой информации об угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций будет достигнуто за счет создания и совершенствования работы центров контроля и предупреждения ЧС на опасных объектах, а ускоренное доведение этой информации до сведения лиц, принимающих решения, и до населения - за счет внедрения сети оперативного оповещения о возникновении ЧС на территории республики. Вместе с тем все основные данные, отражающие текущую ситуацию в Республике Башкортостан с точки зрения влияния опасных факторов, должны концентрироваться в Информационно - аналитическом центре (ИАЦ), который необходимо сформировать при МЧС РБ.

Построение системы оперативного управления уровнем риска в Республике Башкортостан должно также предусматривать реализацию обширного перечня мероприятий по обучению руководящего состава и персонала опасных объектов, а также населения действиям по предупреждению и ликвидации последствий ЧС в мирное и военное время.

Таким образом, развитие эффективной системы оперативного управления в республике будет достигнуто в процессе осуществления большого числа приоритетных направлений деятельности. Более подробно эти направления перечислены и охарактеризованы в разделе 8.