Как отмечалось в разделе 2, среди природных факторов, представляющих опасность для населения Республики Башкортостан, следует выделить возможность затопления отдельных территорий в результате наводнений (вызванных таянием снегов или обильными дождями), а также угрозу лесных и торфяных пожаров. Кроме того, необходимо принимать во внимание возможные неблагоприятные последствия бурь, ураганов, снегопадов. Существенными источниками опасности являются оползни (обусловленные, в частности, карстовыми явлениями) и процессы эрозии почв, характерные для районов активного земледелия.
В целом структура системы управления уровнем риска населения по отношению к опасным природным факторам (рисунок 5) сходна с аналогичной структурой системы стратегического управления техногенным риском. Тем не менее здесь имеет место ряд особенностей.
Так же, как и при учете техногенных источников опасности, в данном случае необходимо обеспечить предварительный сбор информации об опасных факторах и последующую систематизацию данных в процессе их включения в специальные документы (выполняющие функции, аналогичные декларациям безопасности промышленных объектов).
Контроль за текущей ситуацией и прогнозирование путей ее возможного развития в Республике Башкортостан осуществляют различные ведомства и организации: Башкирское территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (все факторы, связанные с разного рода атмосферными явлениями и состоянием поверхностных вод), Бельское бассейновое водное управление, Министерство лесного хозяйства и природных ресурсов Республики Башкортостан, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Государственный комитет Республики Башкортостан по земельным ресурсам и землеустройству, различные инстанции по контролю геологических факторов и т.д. Каждое ведомство пользуется своими собственными критериями и показателями, и взаимодействие между ними нельзя назвать достаточно согласованным.
Из вышесказанного следует необходимость формирования единой подсистемы сбора и предварительного анализа всей информации, связанной с природными рисками. Конечной целью такого анализа, для выполнения которого должны привлекаться как данные мониторинга загрязнения окружающей среды, так и информация от сети метеостанций за различные периоды наблюдений и результаты проводимого мониторинга земель, является ранжирование территорий по степени их опасности. Это должно создать основу для принятия управленческих решений и выработки мер, направленных на снижение опасности природных ЧС и уменьшение причиненного ущерба.
С целью указанного ранжирования следует предусмотреть разработку (по аналогии с декларациями безопасности промышленных объектов) паспортов риска территорий, содержащих следующие сведения:
характеристики водного режима (количество находящихся на данной территории рек и озер; средние объемы воды в них в различное время года; возможная скорость подъема их уровня при ливнях и таянии снегов; сроки ледохода и возможность образования ледяных заторов; площадь возможного затопления при паводке (наводнении) и т.д.);
атмосферные факторы (вероятность сильных гроз, бурь и ураганов; ливней и снегопадов; условия их возникновения; возможная длительность и т.д.);
факторы, связанные с возможностью возникновения лесных и торфяных пожаров, возникших в результате антропогенных и природных воздействий (площадь лесных массивов или торфяников; состав пород; условия возникновения и тушения пожаров и т.д.);
геологические факторы (вероятность оползней или проседаний карстовых пород; площадь подверженных этим опасным явлениям зон и т.д.);
Рисунок 5
Организация стратегического управления уровнем
риска по отношению к опасным природным факторам
-----------------------------------------------¬
¦ ¦
--------------------¬ \/ ¦
¦ Федеральные и ¦ - - - - - - ¬ ----------¬ ¦
¦ республиканские ¦ Специаль- ¦ ¦ ¦
¦ законы, программы,¦ ¦ный фонд ¦ ¦ ¦ ¦
¦ стандарты и ¦<--¬ при МЧС РБ ¦ ¦ ¦
¦ директивы по ¦ L - - - - - - ¦ ¦ ¦
¦ обеспечению ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------¬ ¦
¦ необходимого ¦ L----------->¦ Текущая ¦ ¦ ¦
¦уровня безопасности¦ ¦ Вложения в ¦ ситуация¦Совокупность ¦ ¦
L--T----------------- повышение ¦ ¦оценочных ¦ ¦
¦ ¦ безопасности ¦ ¦функций ¦ ¦
¦ ¦ ¦опасности ¦ ¦
+\/ ---------------+----¬ ¦ ¦ ¦ ¦
---T-¬ ¦------------------¬¦ ¦ +---¬ ¦ ¦
+--+-+-->¦¦----------------¬¦¦ ¦ ¦ ¦ \/ ¦
L--+-- ¦¦¦ Органы ¦¦¦Управленческие ¦ ¦ ¦ --------------¬ ¦
-/\ ¦¦¦государственно馦¦решения ¦ ¦ ¦ ¦------------¬¦ ¦
¦ ¦¦¦ власти и ¦¦+-------------->¦ ¦ ¦ ¦¦----------¬¦¦ ¦
¦ ¦¦¦ управления ¦¦¦ L---------- ¦ ¦¦¦Контроли-¦¦¦ ¦
¦ ¦¦L----------------¦¦ ¦ ¦¦¦рующие и ¦¦¦ ¦
¦ ¦L------------------¦ ¦ ¦¦¦прогнози-¦¦¦ ¦
¦ L-------------------- ¦ ¦¦¦рующие ¦¦¦ ¦
¦ /\ Решения и рекомендации ¦ ¦¦¦инстанци覦¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦¦L----------¦¦ ¦
¦ ------+-------¬ ¦ ¦L------------¦ ¦
¦ ¦------------¬¦ ¦ L------T------- ¦
¦ ¦¦----------¬¦¦ ¦ ¦ ¦
¦------->¦¦¦Надзорны妦¦ ¦ ¦ ¦
¦¦ ¦¦¦ органы ¦¦¦<-------------------------------- ¦ ¦
¦¦ ¦¦L----------¦¦ Сведения по ¦ ¦
¦¦ ¦L------------¦ утвержденному ¦ ¦
¦¦ L-------------- перечню ¦ ¦
¦¦ -------------¬ ¦ ¦
¦¦ Информа- ¦ Госреестр ¦ -----------¬ ¦ ¦
¦¦ ция об ¦территорий в¦ ¦ Паспорта ¦ ¦ ¦
¦¦ уровне ¦ пределах ¦<- - - - - + риска ¦<-------------- ¦
L+--------------+ Республики ¦ ¦территорий¦ ¦
¦ опасности ¦Башкортостан¦ L---T----T-- ¦
¦ территории L------------- ¦ ¦ ¦
¦ /\ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ \/ ¦ ¦
¦ Ранжирование ¦ ---------------------¬¦ ¦
¦ территорий по L-----+-------------------¬¦¦ ¦
¦ степеням природной ¦¦-----------------¬¦¦¦ ¦
¦ опасности ¦¦¦Экспертный совет¦¦¦¦ ¦
¦ ¦¦L-----------------¦¦¦ ¦
¦ ¦L-------------------¦¦ ¦
¦ L---------------------¦ ¦
¦ ---------------------------------------T----- ¦
¦ ¦ ¦ ¦
\/ \/ \/ ¦
-- - - - - - - ¬ - - - - - - - -¬ ¦
Система Система ---T--¬ ¦
¦ обязательного¦ ¦ добровольного+-----> +--+--+--------
страхования страхования L--+---
¦ безопасности ¦ ¦ безопасности ¦ /\
L - - - -T - - - L - - - - - - -- ¦
¦ ¦
L----------------------------------------------------------
факторы, связанные с эксплуатацией земельного фонда (площадь пахотных земель; характеристики их использования; площадь зон, подверженных образованию оврагов и т.д.);
факторы, связанные с возможностью массового поражения растений вредителями и болезнями;
факторы, учет которых необходим при планировании ликвидации последствий возможных ЧС природного характера (количество и плотность проживающего на указанной территории населения; развитость дорожной сети; наличие или близость крупных городов, автомагистралей, узлов железнодорожного или воздушного сообщения и т.д.);
информацию о ранее произошедших на данной территории ЧС природного характера, об их причинах, сценариях развития, составе и эффективности мер, предпринятых для ликвидации их последствий.
Эта информация затем должна быть занесена в специальный банк данных - Государственный реестр территорий в пределах Республики Башкортостан.
Процедура заполнения отмеченного банка данных может быть аналогичной тому, как заполняется Государственный реестр опасных объектов. Важным элементом информации, вносимой в Госреестр территорий, является оценивание степеней опасности для населения тех или иных зон в пределах Республики Башкортостан с точки зрения природных факторов риска. Такое оценивание должно производиться как по отдельным видам указанных факторов (показатели риска, вызванного наводнениями; указанные показатели применительно к опасности лесных пожаров и т.п.), так и интегрально (по всей совокупности учитываемых природных источников опасности). Получение оценок риска на начальных этапах функционирования системы также планируется осуществлять экспертным путем (для чего должна быть сформирована профильная комиссия в составе Совета экспертов). Впоследствии, по мере накопления статистического материала и разработки уточненных методик аналитического расчета, целесообразен переход к определению показателей риска расчетным путем.
В качестве важной перспективы следует указать на необходимость проведения исследовательских работ и формирования методологической базы для создания обобщенных банков данных, позволяющих сопоставить определенные участки территории Республики Башкортостан с конкретными значениями показателей техногенного (вызванного всеми расположенными в данной зоне объектами) и природного рисков, а также получать результирующие (суммарные) оценки опасности для проживающего населения.
Использование Госреестра территорий, как и Госреестра опасных объектов, должно быть ориентировано, главным образом, на поддержку решений надзорных органов и органов государственной власти по снижению степени риска и планированию мероприятий по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий.
Значительную роль при управлении природными рисками, как и в случае ограничения техногенных рисков, будет играть механизм страхования безопасности. Его воздействие на текущую ситуацию в республике будет осуществляться путем инвестиций из специализированного фонда, формируемого за счет средств страховых компаний. В отношении обеспечения эффективности данного механизма должны быть проведены необходимые поисковые исследования и методические разработки.
Согласованное и научно обоснованное управление техногенными и природными рисками для населения должно стать частью постоянно осуществляемой в Республике Башкортостан государственной политики.