Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКОВ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

7.3. Особенности управления риском возникновения природных ЧС


Как отмечалось в разделе 2, среди природных факторов, представляющих опасность для населения Республики Башкортостан, следует выделить возможность затопления отдельных территорий в результате наводнений (вызванных таянием снегов или обильными дождями), а также угрозу лесных и торфяных пожаров. Кроме того, необходимо принимать во внимание возможные неблагоприятные последствия бурь, ураганов, снегопадов. Существенными источниками опасности являются оползни (обусловленные, в частности, карстовыми явлениями) и процессы эрозии почв, характерные для районов активного земледелия.

В целом структура системы управления уровнем риска населения по отношению к опасным природным факторам (рисунок 5) сходна с аналогичной структурой системы стратегического управления техногенным риском. Тем не менее здесь имеет место ряд особенностей.

Так же, как и при учете техногенных источников опасности, в данном случае необходимо обеспечить предварительный сбор информации об опасных факторах и последующую систематизацию данных в процессе их включения в специальные документы (выполняющие функции, аналогичные декларациям безопасности промышленных объектов).

Контроль за текущей ситуацией и прогнозирование путей ее возможного развития в Республике Башкортостан осуществляют различные ведомства и организации: Башкирское территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (все факторы, связанные с разного рода атмосферными явлениями и состоянием поверхностных вод), Бельское бассейновое водное управление, Министерство лесного хозяйства и природных ресурсов Республики Башкортостан, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Государственный комитет Республики Башкортостан по земельным ресурсам и землеустройству, различные инстанции по контролю геологических факторов и т.д. Каждое ведомство пользуется своими собственными критериями и показателями, и взаимодействие между ними нельзя назвать достаточно согласованным.

Из вышесказанного следует необходимость формирования единой подсистемы сбора и предварительного анализа всей информации, связанной с природными рисками. Конечной целью такого анализа, для выполнения которого должны привлекаться как данные мониторинга загрязнения окружающей среды, так и информация от сети метеостанций за различные периоды наблюдений и результаты проводимого мониторинга земель, является ранжирование территорий по степени их опасности. Это должно создать основу для принятия управленческих решений и выработки мер, направленных на снижение опасности природных ЧС и уменьшение причиненного ущерба.

С целью указанного ранжирования следует предусмотреть разработку (по аналогии с декларациями безопасности промышленных объектов) паспортов риска территорий, содержащих следующие сведения:

характеристики водного режима (количество находящихся на данной территории рек и озер; средние объемы воды в них в различное время года; возможная скорость подъема их уровня при ливнях и таянии снегов; сроки ледохода и возможность образования ледяных заторов; площадь возможного затопления при паводке (наводнении) и т.д.);

атмосферные факторы (вероятность сильных гроз, бурь и ураганов; ливней и снегопадов; условия их возникновения; возможная длительность и т.д.);

факторы, связанные с возможностью возникновения лесных и торфяных пожаров, возникших в результате антропогенных и природных воздействий (площадь лесных массивов или торфяников; состав пород; условия возникновения и тушения пожаров и т.д.);

геологические факторы (вероятность оползней или проседаний карстовых пород; площадь подверженных этим опасным явлениям зон и т.д.);

Рисунок 5

Организация стратегического управления уровнем
риска по отношению к опасным природным факторам

                                -----------------------------------------------¬
                                ¦                                              ¦
--------------------¬          \/                                              ¦
¦   Федеральные и   ¦     - - - - - - ¬      ----------¬                       ¦
¦  республиканские  ¦      Специаль-         ¦         ¦                       ¦
¦ законы, программы,¦     ¦ный фонд   ¦      ¦         ¦                       ¦
¦    стандарты и    ¦<--¬  при МЧС РБ        ¦         ¦                       ¦
¦    директивы по   ¦     L - - - - - -      ¦         ¦                       ¦
¦    обеспечению    ¦   ¦       ¦            ¦         +--------------¬        ¦
¦    необходимого   ¦           L----------->¦ Текущая ¦              ¦        ¦
¦уровня безопасности¦   ¦      Вложения в    ¦ ситуация¦Совокупность  ¦        ¦
L--T-----------------          повышение     ¦         ¦оценочных     ¦        ¦
   ¦                    ¦      безопасности  ¦         ¦функций       ¦        ¦
   ¦                                         ¦         ¦опасности     ¦        ¦
 +\/     ---------------+----¬               ¦         ¦              ¦        ¦
---T-¬   ¦------------------¬¦               ¦         +---¬          ¦        ¦
+--+-+-->¦¦----------------¬¦¦               ¦         ¦   ¦         \/        ¦
L--+--   ¦¦¦    Органы     ¦¦¦Управленческие ¦         ¦   ¦   --------------¬ ¦
 -/\     ¦¦¦государственно馦¦решения        ¦         ¦   ¦   ¦------------¬¦ ¦
   ¦     ¦¦¦   власти и    ¦¦+-------------->¦         ¦   ¦   ¦¦----------¬¦¦ ¦
   ¦     ¦¦¦  управления   ¦¦¦               L----------   ¦   ¦¦¦Контроли-¦¦¦ ¦
   ¦     ¦¦L----------------¦¦                             ¦   ¦¦¦рующие и ¦¦¦ ¦
   ¦     ¦L------------------¦                             ¦   ¦¦¦прогнози-¦¦¦ ¦
   ¦     L--------------------                             ¦   ¦¦¦рующие   ¦¦¦ ¦
   ¦             /\  Решения и рекомендации                ¦   ¦¦¦инстанци覦¦ ¦
   ¦              ¦                                        ¦   ¦¦L----------¦¦ ¦
   ¦        ------+-------¬                                ¦   ¦L------------¦ ¦
   ¦        ¦------------¬¦                                ¦   L------T------- ¦
   ¦        ¦¦----------¬¦¦                                ¦          ¦        ¦
   ¦------->¦¦¦Надзорны妦¦                                ¦          ¦        ¦
   ¦¦       ¦¦¦  органы ¦¦¦<--------------------------------          ¦        ¦
   ¦¦       ¦¦L----------¦¦      Сведения по                          ¦        ¦
   ¦¦       ¦L------------¦      утвержденному                        ¦        ¦
   ¦¦       L--------------      перечню                              ¦        ¦
   ¦¦              -------------¬                                     ¦        ¦
   ¦¦ Информа-     ¦  Госреестр ¦           -----------¬              ¦        ¦
   ¦¦ ция об       ¦территорий в¦           ¦ Паспорта ¦              ¦        ¦
   ¦¦ уровне       ¦  пределах  ¦<- - - - - +   риска  ¦<--------------        ¦
   L+--------------+ Республики ¦           ¦территорий¦                       ¦
    ¦ опасности    ¦Башкортостан¦           L---T----T--                       ¦
    ¦ территории   L-------------               ¦    ¦                         ¦
    ¦                   /\                      ¦    ¦                         ¦
    ¦                    ¦                     \/    ¦                         ¦
    ¦      Ранжирование  ¦     ---------------------¬¦                         ¦
    ¦      территорий по L-----+-------------------¬¦¦                         ¦
    ¦      степеням природной  ¦¦-----------------¬¦¦¦                         ¦
    ¦      опасности           ¦¦¦Экспертный совет¦¦¦¦                         ¦
    ¦                          ¦¦L-----------------¦¦¦                         ¦
    ¦                          ¦L-------------------¦¦                         ¦
    ¦                          L---------------------¦                         ¦
    ¦    ---------------------------------------T-----                         ¦
    ¦    ¦                                      ¦                              ¦
   \/   \/                                     \/                              ¦
 -- - - - - - - ¬                         - - - - - - - -¬                     ¦
      Система                                  Система           ---T--¬       ¦
 ¦ обязательного¦                         ¦ добровольного+-----> +--+--+--------
   страхования                               страхования         L--+---
 ¦ безопасности ¦                         ¦ безопасности ¦         /\
 L - - - -T - - -                         L - - - - - - --          ¦
          ¦                                                         ¦
          L----------------------------------------------------------

факторы, связанные с эксплуатацией земельного фонда (площадь пахотных земель; характеристики их использования; площадь зон, подверженных образованию оврагов и т.д.);

факторы, связанные с возможностью массового поражения растений вредителями и болезнями;

факторы, учет которых необходим при планировании ликвидации последствий возможных ЧС природного характера (количество и плотность проживающего на указанной территории населения; развитость дорожной сети; наличие или близость крупных городов, автомагистралей, узлов железнодорожного или воздушного сообщения и т.д.);

информацию о ранее произошедших на данной территории ЧС природного характера, об их причинах, сценариях развития, составе и эффективности мер, предпринятых для ликвидации их последствий.

Эта информация затем должна быть занесена в специальный банк данных - Государственный реестр территорий в пределах Республики Башкортостан.

Процедура заполнения отмеченного банка данных может быть аналогичной тому, как заполняется Государственный реестр опасных объектов. Важным элементом информации, вносимой в Госреестр территорий, является оценивание степеней опасности для населения тех или иных зон в пределах Республики Башкортостан с точки зрения природных факторов риска. Такое оценивание должно производиться как по отдельным видам указанных факторов (показатели риска, вызванного наводнениями; указанные показатели применительно к опасности лесных пожаров и т.п.), так и интегрально (по всей совокупности учитываемых природных источников опасности). Получение оценок риска на начальных этапах функционирования системы также планируется осуществлять экспертным путем (для чего должна быть сформирована профильная комиссия в составе Совета экспертов). Впоследствии, по мере накопления статистического материала и разработки уточненных методик аналитического расчета, целесообразен переход к определению показателей риска расчетным путем.

В качестве важной перспективы следует указать на необходимость проведения исследовательских работ и формирования методологической базы для создания обобщенных банков данных, позволяющих сопоставить определенные участки территории Республики Башкортостан с конкретными значениями показателей техногенного (вызванного всеми расположенными в данной зоне объектами) и природного рисков, а также получать результирующие (суммарные) оценки опасности для проживающего населения.

Использование Госреестра территорий, как и Госреестра опасных объектов, должно быть ориентировано, главным образом, на поддержку решений надзорных органов и органов государственной власти по снижению степени риска и планированию мероприятий по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий.

Значительную роль при управлении природными рисками, как и в случае ограничения техногенных рисков, будет играть механизм страхования безопасности. Его воздействие на текущую ситуацию в республике будет осуществляться путем инвестиций из специализированного фонда, формируемого за счет средств страховых компаний. В отношении обеспечения эффективности данного механизма должны быть проведены необходимые поисковые исследования и методические разработки.

Согласованное и научно обоснованное управление техногенными и природными рисками для населения должно стать частью постоянно осуществляемой в Республике Башкортостан государственной политики.