Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКОВ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

4. Источники риска для населения на территории Республики Башкортостан


Основным источником риска для населения на территории Республики Башкортостан является потенциальная возможность возникновения чрезвычайных ситуаций. При этом принято различать:

1) ЧС природного характера (вызванные опасными природными явлениями, эпидемиями инфекционных заболеваний, обусловленных наличием на территории Республики Башкортостан активных природных очагов сибирской язвы, бешенства, геморрагической лихорадки и т.д.);

2) ЧС техногенного характера (связанные с авариями на промышленных, хозяйственных и др. объектах).

Следствием ЧС техногенного или природного характера могут являться ЧС экологического характера, такие как недопустимое загрязнение вредными веществами почвы, воздуха и воды, соответствующее изменение состояния биосферы, загрязнение окружающей среды возбудителями инфекций, в том числе особо опасных - чумы, холеры, геморрагической лихорадки (данная классификация ЧС иллюстрируется схемой в приложении).

В то же время конкретная ситуация часто оказывается вызванной взаимосвязанными причинами различной природы. Например, авария на техническом объекте может привести к недопустимому загрязнению атмосферы (результирующая ЧС будет, таким образом, техногенно - экологического характера).

С учетом специфики территории республики настоящая концепция ориентирована, главным образом, на учет ЧС техногенного, природно - техногенного, экологического и техногенно - экологического характера. Именно они в течение последних 10 лет составили свыше 85% всех ЧС в Башкортостане.

С целью идентификации уровней тяжести последствий отмеченных ЧС применяются критерии, регламентированные Положением о классификации ЧС природного и техногенного характера, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 года N 1094. Согласно этому документу чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, а также границ зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации в зависимости от последствий подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Анализ произошедших чрезвычайных ситуаций показывает, что в Республике Башкортостан возможны ЧС всех указанных типов. При этом необходимо выделить следующие группы причин возникновения таких ситуаций:

1. Информационные:

существенный недостаток объективных данных о состоянии предприятий (и соответствующего технологического оборудования), сооружений и т.д., а также о прогнозируемых неблагоприятных природных явлениях, о возможности эпидемий, поражений биосферы, нанесения (по экологическим или иным предпосылкам) ущерба сельскохозяйственным объектам;

отсутствие общих принципов классификации конкретных объектов по степени опасности с учетом их текущего состояния;

недостаточная "насыщенность" необходимыми сведениями информационных баз, позволяющих (при наличии в них достоверных данных) прогнозировать развитие обстановки и делать выводы о возможности возникновения ЧС, связанных с деятельностью того или иного объекта;

низкая оперативность передачи информации об изменении состояния объектов либо о последствиях природных воздействий (например, о повышении уровня воды в водоемах), являющаяся, в частности, результатом недостаточной оснащенности предприятий, организаций, постов контроля и т.п. техническими средствами связи. Недопустимое изменение состояния оборудования, экологической обстановки, неожиданные, непрогнозируемые последствия природных явлений могут послужить источниками возникновения ЧС различного характера.

2. Технические:

существенный износ оборудования на многих объектах, невыполнение в положенные сроки мероприятий по его модернизации или замене (например, в АО "Новойл", АО "УНПЗ" около 60% оборудования выработало заданный срок службы; более 30 лет эксплуатируются многие нефте-, газо- и продуктопроводы);

недостаточное внедрение прогрессивных безопасных (в частности, в экологическом отношении) технологий;

недостаточная оснащенность объектов средствами противоаварийной (в том числе и противопожарной) защиты;

отсутствие на многих предприятиях автоматизированных систем контроля уровней выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;

недостаточная укомплектованность подразделений по ликвидации последствий ЧС необходимым для этого специальным техническим оборудованием (плавсредствами, аппаратурой связи и т.д.);

недостаточное внедрение локальных систем оповещения населения и представителей власти о возникновении предпосылок к развитию ЧС на каком-либо объекте (в каком-либо районе).

3. Образовательно - поведенческие:

недостаточный уровень подготовки персонала многих объектов к работе со сложной современной техникой, результатом чего являются ошибки людей, приводящие к развитию ЧС;

руководители предприятий и организаций, органы местной власти не всегда обладают необходимыми профессиональными знаниями, а также не всегда психологически подготовлены к обоснованному принятию решений при угрозе возникновения ЧС в условиях дефицита времени;

низкий уровень просветительской работы среди населения по вопросам экологической безопасности и неподготовленность персонала объекта к организованным действиям в случае возникновения ЧС.

4. Организационно - управленческие:

недостаточный уровень экспертизы структур (органов), обеспечивающих проведение квалифицированного анализа состояния объектов, что затрудняет прогноз возможности возникновения ЧС;

недостаточная степень координации действий различных ведомств и организаций при угрозе возникновения ЧС вследствие отсутствия в Республике Башкортостан единой системы предупреждения и ликвидации подобных ситуаций;