КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 марта 2000 года N 68

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКОВ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН


Во исполнение Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 10 июня 1999 года N 166 "Об утверждении комплексной Программы по реализации в 1999 году основных направлений и положений Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию Республики Башкортостан "Энергию преобразований - на решение жизненно важных проблем Башкортостана (О положении в республике и основных направлениях ее дальнейшего развития)" Кабинет Министров Республики Башкортостан

постановляет:

Утвердить прилагаемую Концепцию по снижению рисков природного и техногенного характера в Республике Башкортостан.

Премьер - министр
Р.И.БАЙДАВЛЕТОВ

Управляющий Делами
И.У.ЗАБИРОВ


Утверждена
Постановлением Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 21 марта 2000 года N 68

КОНЦЕПЦИЯ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКОВ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Содержание


1. Основание для разработки Концепции

2. Назначение Концепции

3. Основная направленность Концепции и ее связь с действующими государственными программами

4. Источники риска для населения на территории Республики Башкортостан

5. Общие принципы управления риском

6. Оценочные функции (критерии) риска

7. Общая структура республиканской системы управления риском

7.1. Система оперативного управления риском

7.2. Система стратегического управления риском

7.3. Особенности управления риском возникновения природных ЧС

7.4. Интеграция управления техногенными и природными рисками в Республике Башкортостан

8. Основные направления реализации данной Концепции

Приложение

1. Основание для разработки Концепции


Основанием для разработки Концепции по снижению рисков природного и техногенного характера в Республике Башкортостан является Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 10 июня 1999 года N 166 "Об утверждении комплексной Программы по реализации в 1999 году основных направлений и положений Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию Республики Башкортостан "Энергию преобразований - на решение жизненно важных проблем Башкортостана (О положении в республике и основных направлениях ее дальнейшего развития)".

Необходимость разработки настоящей Концепции также вытекает из содержания Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года".

2. Назначение Концепции


Настоящая Концепция предназначена для формирования государственной политики Республики Башкортостан, направленной на снижение риска (повышения уровня безопасности) для ее населения и территорий. При этом под термином "риск" понимается уровень опасности (в данном случае - природного и техногенного характера) для человека и окружающей среды, характеризуемый как возможностью возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС), так и степенью тяжести ожидаемых последствий. В свою очередь, ЧС - такая ситуация, в которой создается угроза гибели значительного числа людей и (или) нарушаются условия их нормальной жизнедеятельности, а также наносится недопустимый ущерб окружающей среде (классификация ЧС приведена в разделе 4).

Концепция должна выполнять функции методологической основы при оценке эффективности реализации действующих государственных программ по снижению риска, а также при краткосрочном и долгосрочном планировании в этой области.

Как известно, Республика Башкортостан относится к числу наиболее развитых в экономическом отношении субъектов Российской Федерации. Для Республики Башкортостан характерно многоотраслевое хозяйство. Ведущими отраслями промышленности являются нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, химическая, а также машиностроение. Предприятия указанных отраслей являются источниками техногенной опасности.

Наибольшую потенциальную опасность представляют аварии, связанные с выбросом химически опасных веществ (АХОВ). Общая зона возможного заражения АХОВ составляет 5,2 тыс. кв. км, что соответствует 3,6% территории республики.

Существенную угрозу представляют аварии на трубопроводах. Возможные участки загрязнения в случае порывов только магистральных нефте- и продуктопроводов могут составить 1,8 тыс. кв. км, что соответствует 1,3% территории республики.

На территории Республики Башкортостан эксплуатируется 543 гидротехнических сооружения. Наиболее опасными являются каскады таких сооружений (в Республике Башкортостан - 7 каскадов) на реках, вниз по течению от которых расположены населенные пункты, автомобильные дороги республиканского значения, железнодорожные мосты и другие важные объекты.

Возможные зоны затопления при прорывах водохранилищ могут иметь площадь 2,7 тыс. кв. км, что соответствует 1,9% территории республики.

Например, в случае прорыва Павловского и Нугушского водохранилищ в зоны затоплений могут попасть 195 населенных пунктов, в том числе 5 крупных промышленных городов.

Башкирским отделением Куйбышевской железной дороги в сутки в среднем перевозится более 600 вагонов с опасными грузами, которые производятся или потребляются химическими, нефтехимическими и нефтеперерабатывающими предприятиями республики. Транзитный поток опасных грузов ежечасно составляет 1200-1300 вагонов.

Из общего числа объектов, используемых для энергоснабжения населения и предприятий Республики Башкортостан, наиболее аварийными являются:

Кармановская ГРЭС, ТЭЦ-4, Ново - Салаватская ТЭЦ, Центральные электрические сети, Нефтекамские электрические сети.

В республике ежегодно образуется около 3 млн. тонн токсичных отходов (более 350 наименований), основное количество которых приходится на долю предприятий горнодобывающего и перерабатывающего комплексов, а также химической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности.

Опасные природные факторы также существенно сказываются на текущей ситуации в республике.

В частности, Республика Башкортостан подвержена действию такого опасного природного явления, как наводнение.

С точки зрения паводковой опасности для территории республики характерно следующее:

площадь затопления в годы редкой затопляемости при обеспеченности 1-5% составляет 369 тыс. га, при обеспеченности 10-20% - 245 тыс. га;

в процентах от суммы последствий ЧС весеннее половодье составляет 58%, дождевые паводки - 34%, заторные явления - 8%;

паводкоопасными на территории республики являются 205 рек, в пойме которых расположены 1323 населенных пункта, что составляет 26% от общего их числа и объема экономики.

Наряду с наводнениями территория Республики Башкортостан подвержена лесным пожарам. Во всех районах республики имеются лесные участки и массивы, где существует высокая пожарная опасность. На леса высокой и средней горимости приходится 49,9% общей площади республики.

Ежегодно значительный ущерб несет народное хозяйство республики от морозов, засухи, снежных заносов и т.д.

Территория Республики Башкортостан является одним из крупных природных очагов геморрагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС) в Российской Федерации. Официально заболеваемость ГЛПС среди населения республики регистрируется ежегодно на уровне 1,5-4 тыс. случаев.

За последние годы в Республике Башкортостан проделана большая работа по предупреждению и подготовке к ликвидации последствий возможных ЧС. Подготовлены многие важные компоненты нормативно - правового регулирования уровня безопасности населения, предприняты необходимые организационные меры, успешно решен ряд задач технического оснащения Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан (МЧС РБ), надзорных органов и других инстанций, ответственных за поддержание и контроль указанного уровня безопасности.

Тем не менее отсутствие единой концепции снижения риска не позволяет сформировать в Республике Башкортостан современную государственную систему управления безопасностью в ЧС и создать предпосылки к эффективной координации действий министерств, ведомств и различных организаций с целью предупреждения возможных ЧС или (при необходимости) ликвидации их последствий. При наличии такой концепции становится возможным осуществление обоснованного планирования распределения сил и средств, выделяемых для решения названных задач.

Настоящий документ содержит изложение базовых положений концепции по снижению рисков техногенного и природного характера в Республике Башкортостан.

3. Основная направленность Концепции и ее связь с действующими государственными программами


Настоящая Концепция направлена на создание современной методологической базы для разработки и реализации государственных программ, регулирующих процессы снижения риска для населения и территорий Республики Башкортостан. Концепция составлена с учетом обобщения результатов выполнения программ по обеспечению безопасности как федерального, так и республиканского уровней.

Необходимо отметить, что работы по снижению рисков уже проводились ранее в соответствии с целым рядом нормативных документов.

Из общего числа важнейших федеральных программ в указанной области следует выделить Государственную научно - техническую программу (ГНТП) "Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф" (далее - ГНТП "Безопасность"), целью которой явилась разработка основ и путей реализации научно - технической политики государства в отношении поддержания безопасности в природно - техногенной сфере, снижения риска и обеспечения защиты населения, объектов и территорий от техногенных и природных катастроф, с учетом возникновения ЧС при санкционированных и несанкционированных воздействиях в мирное время и на особый период.

В ходе выполнения первого этапа ГНТП "Безопасность" (1991-1995 гг.) были предложены общая концепция этой программы, перечень и проекты первоочередных законодательных актов по регулированию безопасности. Разработаны 85 проектов нормативно - технических документов по безопасности в рамках Госгортехнадзора России, Госатомнадзора России, других министерств и ведомств. Утверждены технические задания и созданы опытные образцы систем и комплексов диагностики аварийных ситуаций, средств ликвидации последствий аварий. Сформирован банк данных по авариям и катастрофам, включающий информацию о более 10000 аварийных ситуаций. Разработаны основы государственных программ по развитию Российской системы предупреждения и ликвидации ЧС и подготовке органов государственного управления к действиям в чрезвычайных ситуациях, по проблемам промышленной и химической опасности.

На последующих этапах (до 2010 г.) выполнения ГНТП "Безопасность" предусматривались разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих переход России к созданию и функционированию объектов и территорий с использованием единой государственной и международной системы законов, норм, правил и стандартов в области снижения риска природных и техногенных катастроф и повышения безопасности человека, общества и окружающей среды. Полученные при этом результаты могут стать составной частью научно - теоретической и нормативно - правовой базы государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий ЧС.

Однако в процессе реализации программы произошли существенные изменения социально - экономической обстановки в Российской Федерации, что привело к резкому сокращению государственного финансирования, а также к смещению приоритетов государственной, отраслевой, региональной политики в области безопасности.

Возникшая необходимость корректировки ряда положений ГНТП "Безопасность" и выработки направлений деятельности, обеспечивающих реализацию этих положений применительно к новым социально - экономическим условиям в России, обусловила целесообразность разработки дополнительной программы указанного назначения. В связи с этим в настоящее время сформирована Федеральная целевая программа (ФЦП) "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года".

Республика Башкортостан всегда относилась к числу тех субъектов Российской Федерации, в которых проблемы снижения риска для населения и окружающей среды рассматривались как наиболее значимые.

Главную объединяющую роль в осуществлении данной деятельности в Республике Башкортостан играет республиканская комплексная программа "Экологическая безопасность Республики Башкортостан на период 1996-2000 годов", утвержденная Указом Президента Республики Башкортостан от 8 мая 1997 года N УП-277. Программа включает в себя ряд целевых и научно - технических подпрограмм, направленных на обеспечение предупреждения чрезвычайных ситуаций и экологической безопасности.

Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 23 сентября 1997 года N 190 "О ходе выполнения республиканской комплексной программы "Экологическая безопасность Республики Башкортостан на период 1996-2000 годов" определены приоритетные направления работы:

"Создание Единой государственной системы экологического мониторинга Республики Башкортостан";

"Предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий";

"Создание и развитие сети особо охраняемых территорий Республики Башкортостан";

"Утилизация промышленных и бытовых отходов";

"Чистый воздух";

"Экологическое образование".

Кроме того, непосредственное отношение к проблеме снижения рисков в Республике Башкортостан имеют следующие республиканские программы:

Республиканская программа повышения безопасности транспортного движения на 1998-2000 годы;

"Пожарная безопасность Республики Башкортостан на 1997-2000 годы";

Республиканская программа сохранения и повышения плодородия почв на 1997-2000 годы;

Программа первоочередных берегоукрепительных работ на реках у населенных пунктов Республики Башкортостан;

Программы по профилактике ГЛПС среди населения Республики Башкортостан на 1997-2000 годы.

В рамках перечисленных подпрограмм в течение последних лет осуществлен комплекс мероприятий, направленных на создание и обеспечение функционирования важнейших компонентов региональной системы управления безопасностью населения. Финансирование отмеченных мероприятий осуществлялось за счет:

федерального бюджета;

бюджета Республики Башкортостан, который складывается из:

фонда по чрезвычайным ситуациям (Фонд по ЧС);

бюджетных средств на выполнение программ;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»