КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 апреля 2000 года N 86

ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В 1999 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2000 ГОД



Кабинет Министров Республики Башкортостан отмечает, что проводимая в 1999 году работа была направлена на реализацию Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию Республики Башкортостан "Энергию преобразований - на решение жизненно важных проблем Башкортостана (О положении в республике и основных направлениях ее дальнейшего развития)" и Концепции социально - экономического развития Республики Башкортостан до 2005 года.

В результате принятых мер по преодолению негативных экономических и социальных последствий августовского кризиса 1998 года, созданию необходимых условий для возобновления экономического роста в республике удалось не только выполнить, но и по ряду показателей превысить основные параметры прогноза социально - экономического развития на 1999 год.

Объем валового регионального продукта составил 103,9% против 97,5% по целевому варианту прогноза на 1999 год.

Важным результатом 1999 года стало увеличение объема промышленного производства на 6,5% при прогнозе по целевому варианту со снижением на 2,5%. Рост объемов производства достигнут практически во всех отраслях промышленности: электроэнергетике, черной и цветной металлургии, химии и нефтехимии, машиностроении и металлообработке, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно - бумажной промышленности, промышленности строительных материалов, стекольной и фарфоро - фаянсовой, легкой, пищевой, медицинской и полиграфической промышленности. В силу существующих проблем с обеспеченностью сырьем ниже уровня 1998 года сложились объемы производства в топливной, мукомольно - крупяной и комбикормовой промышленности.

В сложных условиях удалось обеспечить рост производства в сельском хозяйстве на 5,1%.

Рост производства в реальном секторе экономики позволил в 1999 году значительно улучшить финансовые показатели предприятий: объем полученной ими прибыли вырос почти в 30 раз. Во многом благодаря этому впервые за многие годы удалось перевыполнить увеличенный в ходе исполнения план консолидированного бюджета по доходам на 7,2%. Поступления налогов и обязательных платежей в бюджетную систему республики увеличились почти в два раза по сравнению с предыдущим годом.

Оживление в экономике, улучшение положения в финансовой сфере обеспечили рост инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования на 9% и объема подрядных работ на 12,8% по сравнению с предыдущим годом. Объемы инвестиций в основной капитал и подрядных работ прогнозировались по целевому варианту на уровне 1998 года.

В 1999 году в республике обеспечен ввод в эксплуатацию новых производственных мощностей в электроэнергетике, машиностроении, топливной, деревообрабатывающей, пищевой, мукомольно - крупяной и комбикормовой промышленности, на транспорте, в связи, торговле, сельском хозяйстве и других отраслях народного хозяйства. Продолжалось строительство жилья, школ, дошкольных и лечебных учреждений, культурно - бытовых объектов. Кроме того, активно велись газификация населенных пунктов, строительство автомобильных дорог, получила дальнейшее развитие телефонная сеть республики.

Удалось добиться заметного улучшения по ряду социальных показателей. В два раза сокращена суммарная задолженность по заработной плате, ликвидирована задолженность по выплатам пенсий, заработной платы работникам бюджетных учреждений, детских пособий.

Улучшилась ситуация на рынке труда. Численность официально зарегистрированных безработных сократилась почти наполовину.

Указанные позитивные тенденции в экономике складывались на фоне относительно низкой инфляции. Сводный индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, составил в 1999 году 139,2%.

Вместе с тем не удалось восстановить докризисный уровень платежеспособного потребительского спроса населения, что в определенной степени сдерживало экономический рост и отрицательно сказалось на обороте розничной торговли и объеме реализации платных услуг населению. Денежные доходы в расчете на душу населения выросли в 1999 году на 86,5%, при этом реальные располагаемые доходы снизились на 4,2%. Сокращение оборота розничной торговли в 1999 году составило 6% по сравнению с предыдущим годом, объема реализации платных услуг населению - 8,3%.

Оставались на высоком уровне неплатежи в экономике, сохранялись рост задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, недостаточная активность банков в кредитовании реального сектора экономики, высокий удельный вес убыточных предприятий, высокая степень износа производственных мощностей, низкая степень их загрузки.

В целях дальнейшего развития сложившихся в 1999 году позитивных тенденций в экономике и формирования условий для дальнейшего экономического роста Кабинет Министров Республики Башкортостан

 постановляет:

1. Министерствам, государственным комитетам, ведомствам, главам администраций районов и городов, руководителям предприятий и организаций республики обеспечить:

выполнение целевых ориентиров, предусмотренных прогнозом социально - экономического развития Республики Башкортостан на 2000 год;

выполнение мероприятий среднесрочной программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан;

ежемесячное рассмотрение хода выполнения конкретных мероприятий среднесрочной программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан на заседаниях Президиума Кабинета Министров Республики Башкортостан;

активизацию процесса реформирования предприятий в целях развития производства, финансового оздоровления, снижения задолженности по платежам в бюджет, внебюджетные фонды, по заработной плате;

реализацию республиканских целевых программ, а также активную работу по увеличению финансирования за счет средств федерального бюджета федеральных целевых программ, реализуемых на территории Республики Башкортостан;

в целях увеличения реальных располагаемых доходов населения принять действенные меры по существенному сокращению задолженности по заработной плате, постепенному повышению уровня заработной платы, своевременной выплате текущей заработной платы в денежной форме;

эффективное расходование бюджетных средств при организации закупок товаров (работ, услуг) для республиканских и муниципальных нужд на основе проведения конкурсных торгов.

2. Министерству экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан:

при разработке документов, определяющих основные направления экономической и социальной политики на 2001 год, предусмотреть реализацию приоритетных мероприятий среднесрочной программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан;

совместно с министерствами, государственными комитетами, ведомствами обеспечить дальнейшую реализацию мероприятий Программы повышения инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан с целью привлечения инвестиций в экономику республики;

совместно с Министерством финансов Республики Башкортостан, Министерством строительства и жилищной политики Республики Башкортостан, отделом развития топливно - энергетического комплекса, химической отрасли и недропользования Управления Делами Кабинета Министров Республики Башкортостан, отделом развития строительства, транспорта и коммунального хозяйства Управления Делами Кабинета Министров Республики Башкортостан в целях развития конкуренции на рынках местных услуг разработать проект закона Республики Башкортостан "О государственном контроле и регулировании деятельности локальных естественных монополий";

совместно с Министерством финансов Республики Башкортостан, Министерством труда, занятости и социальной защиты населения Республики Башкортостан обеспечить создание нормативной правовой базы для адресного предоставления различных видов социальной помощи населению республики;

в целях развития конкуренции на рынках товаров и услуг предусмотреть меры по обеспечению беспрепятственного вхождения на рынок вновь создаваемым предприятиям, контролю за последствиями совершенных имущественных сделок и выполнением обязательств по сохранению конкуренции, взятых на себя участниками, формированию механизма участия органов исполнительной власти республики в демонополизации и развитии конкуренции на товарных рынках;

совместно с Министерством финансов Республики Башкортостан, Государственным комитетом Республики Башкортостан по промышленной политике, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан разработать во втором полугодии 2000 года проект закона Республики Башкортостан "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О системе прогнозирования и программах социально - экономического развития", предусматривающего формирование прогнозов с учетом программ реформирования предприятий, регионального прогноза с учетом программ социально - экономического развития районов и городов, системы государственных закупок и государственного заказа на основе определения нормативных потребностей бюджетополучателей, переход к формированию республиканских целевых программ в соответствии с приоритетами структурной перестройки экономики;

совместно с Государственным комитетом Республики Башкортостан по науке, высшему и среднему профессиональному образованию, Академией наук Республики Башкортостан обеспечить формирование и внедрение системы государственного заказа на научные исследования, активизацию инновационной деятельности, формирование механизмов трансформации результатов научно - исследовательских и опытно - конструкторских разработок в реализуемые на рынке наукоемкие технологии, создание условий, способствующих производству и реализации научно - технической продукции на коммерческой основе.

3. Министерству финансов Республики Башкортостан:

обеспечить выполнение задач, вытекающих из Бюджетного послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию Республики Башкортостан на 2000 год, по мобилизации финансовых ресурсов, исполнению доходной и расходной частей республиканского и местных бюджетов;

принять меры по укреплению финансового контроля и бюджетной дисциплины, совершенствованию бюджетных технологий;

совместно с Министерством экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан в целях совершенствования системы бюджетного планирования и исполнения бюджета разработать в IV квартале 2000 года проект Бюджетного кодекса Республики Башкортостан;

при разработке проекта республиканского бюджета на 2001 год предусмотреть финансирование мероприятий социальной и экономической политики, а также в целях создания эффективного механизма финансирования отраслей экономики Республики Башкортостан, государственной поддержки предприятий и проектов реального сектора обеспечить формирование Бюджета развития Республики Башкортостан;

совместно с Комиссией Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг принять дополнительные меры по развитию фондового рынка на территории республики, направленные на реальное увеличение объемов инвестиций в экономику республики и предусматривающие стимулирование привлечения инвестиций инструментами фондового рынка путем реформирования и финансового оздоровления предприятий, устранения нарушений, ущемляющих права инвесторов, обеспечения раскрытия информации о финансовом состоянии предприятий - эмитентов ценных бумаг;

совместно с министерствами, государственными комитетами и ведомствами республики обеспечить выполнение мероприятий Государственной программы развития страхового рынка Республики Башкортостан на период до 2000 года и разработку основных направлений развития рынка страховых услуг на среднесрочную перспективу.

4. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан:

совместно с Министерством экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан, Академией наук Республики Башкортостан, отделом агропромышленной политики и землеустройства Управления Делами Кабинета Министров Республики Башкортостан, администрациями районов и городов республики обеспечить в первом полугодии 2000 года поэтапную разработку комплексной программы реформирования агропромышленного комплекса на 2000-2002 годы и реализацию части мероприятий первого этапа в период весенне - полевых работ;

совместно с Министерством финансов Республики Башкортостан и Министерством экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан разработать и осуществить комплекс мероприятий по оказанию финансовой поддержки предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, обеспечивающим достижение конкретных производственных и финансовых результатов деятельности;

совместно с ГУСП "Башсельхозтехника" завершить формирование сети машинно - технологических станций, удовлетворяющих потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая крестьянские и фермерские хозяйства, в современной высокопроизводительной технике преимущественно на лизинговой основе.

5. Министерству строительства и жилищной политики Республики Башкортостан:

в целях совершенствования структуры строительных организаций, их финансового оздоровления и повышения качества предоставляемых строительных услуг совместно с министерствами, государственными комитетами, ведомствами, предприятиями и организациями республики разработать Программу реформирования и структурной перестройки строительного комплекса;

совместно с главами администраций районов и городов, предприятиями и организациями строительного комплекса принять меры по привлечению и стимулированию инвестиций из внебюджетных источников финансирования для сокращения объемов незавершенного строительства;

совместно с ведомствами, главами администраций районов и городов принять меры по улучшению эксплуатации и сохранности жилищного фонда республики, повышению качества предоставления коммунальных услуг;

совместно с Министерством экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан и главами администраций районов и городов принять меры по дальнейшей демонополизации и созданию конкурентной среды в сфере жилищно - коммунальных услуг.

6. Министерству внешних связей и торговли Республики Башкортостан:

совместно с министерствами, государственными комитетами и ведомствами республики разработать проект концепции развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2000-2005 годы;

совместно с Государственным комитетом Республики Башкортостан по промышленной политике и Министерством экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан обеспечить формирование экономических, организационных, технических и правовых условий развития экспорта продукции, а также механизма предоставления информационной, консультационной и правовой поддержки участников внешнеэкономической деятельности, расширения экономического и научно - технического сотрудничества в рамках межправительственных соглашений;

в целях повышения информированности отечественных и зарубежных финансовых рынков о конъюнктуре рынка инвестиционных проектов в республике обеспечить создание постоянно действующей Республиканской выставки инвестиционных проектов;

обеспечить реализацию мероприятий Программы развития торговой отрасли на 1999-2004 годы, обратив особое внимание на стимулирование развития оптовых торговых организаций;

совместно с правлением Башпотребсоюза обеспечить увеличение объемов заготовок и закупок сельхозпродукции у населения, ее переработки и продажи, а также поставки для государственных нужд;

разработать мероприятия по повышению эффективности работы муниципальных предприятий по обслуживанию социально незащищенных и малообеспеченных категорий населения;

совместно с Государственным комитетом Республики Башкортостан по промышленной политике, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан, Министерством строительства и жилищной политики Республики Башкортостан, Институтом социально - экономических исследований УНЦ РАН, Государственным комитетом Республики Башкортостан по науке, высшему и среднему профессиональному образованию, Министерством экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан, администрацией г. Уфы разработать в рамках среднесрочной программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан разделы отраслевых программ развития, направленные на формирование механизмов защиты республиканских товаропроизводителей на внутрирегиональном рынке товаров и услуг.

7. Министерству труда, занятости и социальной защиты населения Республики Башкортостан:

в целях создания рациональной структуры занятости населения, достижения сбалансированности рабочей силы и рабочих мест, дальнейшего сокращения безработицы, создания новых и повышения эффективности существующих рабочих мест, развития кадрового потенциала, совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров обеспечить полную реализацию Программы занятости населения Республики Башкортостан на 2000 год;

в целях повышения эффективности и действенности системы социальной защиты населения республики, повышения ее адресности обеспечить принятие и реализацию Программы социальной защиты населения Республики Башкортостан на 2000 год.

8. Министерству народного образования Республики Башкортостан:

разработать и приступить к поэтапной реализации целевой программы "Кадры системы образования Республики Башкортостан";

совместно с Башкирским институтом развития образования разработать и осуществить запуск республиканской образовательной информационной системы, а также подготовить научную, программно - методическую, информационную и кадровую базу развертывания системы дистанционного обучения педагогических работников республики, особенно сельских образовательных учреждений, совершенствование системы дополнительного профессионального образования путем внедрения технологий дистанционного обучения.

9. Министерству здравоохранения Республики Башкортостан:

завершить разработку программы реформирования системы здравоохранения республики, предусмотрев в ней переход к новой структуре учреждений здравоохранения, стационарозамещающим технологиям предоставления услуг при обеспечении соответствия гарантированной бесплатной медицинской помощи базовой программе обязательного медицинского страхования, а также переход к нормативным методам планирования и финансирования услуг здравоохранения из бюджета;

внести изменения в механизм формирования и реализации республиканских, городских и районных программ медико - санитарной поддержки населения, а также уточнить перечень республиканских целевых программ, направленных на борьбу с социально значимыми заболеваниями в связи с переходом к нормативному методу планирования и финансирования услуг здравоохранения и в соответствии со складывающейся санитарно - эпидемиологической обстановкой.

10. Государственному комитету Республики Башкортостан по промышленной политике:

совместно с министерствами, государственными комитетами, ведомствами, руководителями предприятий и организаций республики в IV квартале 2000 года разработать программы развития приоритетных отраслей промышленности Республики Башкортостан;

совместно с отделом развития топливно - энергетического комплекса, химической отрасли и недропользования Управления Делами Кабинета Министров Республики Башкортостан, отделом промышленной политики Управления Делами Кабинета Министров Республики Башкортостан, Институтом социально - экономических исследований УНЦ РАН, Министерством экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан разработать в IV квартале 2000 года проект закона Республики Башкортостан "О государственной поддержке экспортно-ориентированных отраслей и производств";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»