КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2000 года N 337
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОНКОЛОГИЯ" НА 2001-2005 ГОДЫ
В соответствии со статьей 7 Кодекса Республики Башкортостан об охране здоровья граждан Кабинет Министров Республики Башкортостан
постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Онкология" на 2001-2005 годы.
2. Определить государственным заказчиком Республиканской целевой Программы "Онкология" на 2001-2005 годы Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.
3. Министерству здравоохранения Республики Башкортостан ежегодно при разработке проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год подавать в Министерство экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан заявки на включение Программы в финансирование за счет средств республиканского бюджета.
4. Министерству здравоохранения Республики Башкортостан ежегодно информировать Кабинет Министров Республики Башкортостан о ходе реализации Программы.
5. Контроль за ходом реализации Программы и целевым использованием выделяемых бюджетных средств возложить на отдел социального развития, здравоохранения, труда и занятости населения Управления Делами Кабинета Министров Республики Башкортостан.
Премьер - министр
Р.И.БАЙДАВЛЕТОВ
Управляющий Делами
И.У.ЗАБИРОВ
Одобрена
Постановлением Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 6 декабря 2000 года N 337
Дата принятия решения о Решение Коллегии Министерства
разработке Программы здравоохранения Республики Башкортостан
(протокол N 5 от 4 мая 2000 г.)
Государственный заказчик Министерство здравоохранения Республики
Программы Башкортостан
Основные разработчики Министерство здравоохранения Республики
Программы Башкортостан,
Академия наук Республики Башкортостан,
Республиканский онкологический
диспансер,
Башкирский государственный медицинский
университет
Цели и задачи Программы Цель: снижение уровня инвалидности и
смертности населения от онкологических
заболеваний на 8%.
Задачи:
развитие материально - технической базы
онкологической службы;
совершенствование организации
онкологической службы;
повышение эффективности мероприятий по
профилактике и раннему выявлению
онкологических заболеваний;
обеспечение современного уровня лечения
и реабилитации онкологических больных
посредством внедрения новейших
медицинских технологий;
подготовка медицинских кадров по
вопросам онкологии.
Сроки и этапы реализации 2001-2005 годы.
Программы Первый этап (2001 г.) - подготовка и
реализация неотложных мероприятий по
профилактике, раннему выявлению и
лечению опухолевых и предопухолевых
заболеваний.
Второй этап (2002-2005 гг.) - реализация
основных мероприятий по снижению уровня
смертности и инвалидности населения от
онкологических заболеваний
Перечень основных Укрепление материально - технической
мероприятий базы онкологической службы;
подготовка медицинских кадров;
первичная и вторичная профилактика,
раннее выявление, лечение и реабилитация
онкологических больных;
научное обеспечение мероприятий
Программы;
организация производства средств
диагностики и лечения злокачественных
новообразований
Исполнители основных Министерство здравоохранения Республики
мероприятий Башкортостан;
Академия наук Республики Башкортостан;
Башкирский государственный медицинский
университет
Объемы и источники Республиканский бюджет Республики
финансирования Башкортостан
Ожидаемые конечные Снижение уровня инвалидности и
результаты Программы смертности населения от онкозаболеваний
на 8%, стабилизация основных показателей
по онкологии: повышение уровня выявления
онкозаболеваний при профилактических
осмотрах до 10%, увеличение числа
выявленных больных с I-II стадией
заболевания до 40%, снижение уровня
смертности на первом году с момента
установления диагноза на 7%; обеспечение
комплексного лечения 70% впервые
выявленных больных
Система организации Министерство здравоохранения Республики
контроля за исполнением Башкортостан
Программы
Злокачественные новообразования остаются одной из сложнейших проблем в области медицины и здоровья населения. Каждый пятый житель Республики Башкортостан заболевает в течение жизни одной из форм злокачественных опухолей. Ежегодно в Республике Башкортостан заболевает более 10 тыс. человек (в том числе более 100 детей) и умирает от рака около 7 тыс. человек. Число потерянных лет жизни в активном возрасте в результате заболевания раком составляет в среднем 7,5 года у мужчин и 10 лет у женщин. Республика ежегодно теряет около 120 тыс. человеко - лет жизни в связи со смертью от злокачественных новообразований.
Онкологическая заболеваемость в Республике Башкортостан неуклонно растет и в 1999 г. ее уровень составил 243,3 на 100000 человек (в 1991 году - 223,3). За последние 5 лет число ежегодно регистрируемых больных со злокачественными опухолями увеличилось на 4,5%. Если не будут приняты экстренные меры по борьбе со злокачественными новообразованиями, то к 2005 году число вновь заболевших достигнет 13 тыс. человек в год.
Наиболее значительный рост заболеваемости отмечается по следующим формам злокачественных новообразований: рак молочной железы - на 34,5%, рак почки - на 41,4%, рак ободочной кишки - на 15,7%, рак прямой кишки - на 6,7%.
Несмотря на некоторое снижение заболеваемости раком легкого, он занимает первое место в структуре злокачественных новообразований.
Злокачественные новообразования являются причиной временной нетрудоспособности в 0,3 случая на каждые 100 человек работающего населения, производственные потери при этом составили 12 дней временной нетрудоспособности на каждые 100 человек работающего населения.
В структуре причин инвалидности злокачественные новообразования занимают второе место после болезней системы кровообращения.
Среди групп инвалидности по причине злокачественных новообразований наибольшую долю составляет II группа - 61,0%, доля I группы - 34,9% и III группы - 4,1%.
Удельный вес онкологических заболеваний, выявленных в поздних (III и IV) стадиях, за последние 5 лет возрос с 25,9% до 28,3%, в частности при раке прямой кишки - до 74,6%, раке полости рта - до 76,6%, раке гортани - до 66,5%.
Этим обусловлен высокий уровень смертности больных в течение первого года с момента установления диагноза - 43,8%.
В целом смертность населения от злокачественных новообразований занимает третье место в структуре ее причин и составляет 169,7 на 100000 человек (в 1991 году - 153,5).
Основными причинами увеличения случаев возникновения злокачественных новообразований являются, с одной стороны, ухудшение социально - экономических условий, снижение жизненного уровня населения, распространение табакокурения, алкоголизма, с другой - недостаточная пропаганда среди населения здорового образа жизни, знаний по профилактике злокачественных новообразований, а также недостатки в организации и качестве медицинской помощи.
Важным фактором, способствующим возникновению онкологических заболеваний, является неблагополучная экологическая ситуация во многих регионах страны, достигающая в ряде мест масштабов экологической катастрофы (загрязнение окружающей среды, особенно атмосферного воздуха и источников водоснабжения, канцерогенными и радиоактивными веществами, загрязнение продуктов питания в результате чрезмерной химизации сельского хозяйства, ввоз некачественных товаров).
Основная часть коллективной дозы облучения населения обусловлена природными источниками ионизирующего излучения и формируется за время пребывания населения в жилых и общественных зданиях. По оценкам специалистов, облучение населения Республики Башкортостан за счет радона может приводить к возникновению около 1200 случаев онкологических заболеваний ежегодно. В то же время в Республике Башкортостан отсутствуют скрининговые методы выявления жилых и общественных зданий с повышенными уровнями облучения, что не позволяет в полной мере осуществлять адресные защитные мероприятия медицинского и технического характера, направленные на профилактику онкологических заболеваний.
Эффективная первичная профилактика онкологических заболеваний возможна при наличии полного учета и государственной регистрации канцерогенно-опасных веществ и канцерогенно-опасных производств, находящихся в России, путем создания соответствующих банков данных, выявления, накопления и обработки информации об их количестве, свойствах, способах производства, применения и т.д.
Одной из главных проблем остается позднее выявление злокачественных новообразований в амбулаторно - поликлинических учреждениях.
Так, в результате снижения объема проводимых массовых профилактических осмотров населения на выявление опухолевых и предопухолевых заболеваний удельный вес больных, активно выявленных при профосмотрах, сократился почти вдвое. Особую тревогу вызывает позднее выявление тех нозологических форм новообразований, которые в основном определяют уровень заболеваемости (рак легкого, желудка, рак шейки и тела матки, молочной железы). Из числа больных со злокачественными новообразованиями, взятых под наблюдение онкологическими учреждениями в 1999 году, только 33,7% имели I-II стадию заболевания, при которых достигаются наилучшие результаты лечения и наблюдения (в 80-90% случаев 5-10 - летняя выживаемость).
Недостаточное финансирование онкологической службы не позволяет обеспечить в необходимом объеме специализированные онкологические учреждения химиотерапевтическими и радиофармацевтическими препаратами, радиоактивными источниками для аппаратов лучевой терапии, что сдерживает внедрение новых медицинских технологий. Потребность онкологических учреждений в современных химиотерапевтических препаратах, большинство которых закупается за рубежом, удовлетворяется только на 15-20%.
Низкий уровень технического оснащения отделений лучевой терапии не позволяет обеспечить качественное лучевое лечение. Онкологические учреждения крайне недостаточно оснащены высокотехнологичными линейными ускорителями, соотношение которых к гамма - терапевтическим аппаратам 1:5 при оптимальном их соотношении 2:1. Имеющаяся гамма - терапевтическая аппаратура в основном морально и физически устарела.
В большинстве онкологических диспансеров отсутствуют возможности для размещения современного радиологического оборудования. Имеющиеся каньоны для его установки не соответствуют требованиям и нуждаются в дорогостоящей реконструкции или строительстве.
Объем производства противоопухолевых препаратов, радиологической техники, выпускаемой отечественной промышленностью, не удовлетворяет потребности в них, а их качество не соответствует современным требованиям. Недостаточная обеспеченность ими онкологических учреждений не позволяет организовать лечение больных злокачественными новообразованиями на требуемом уровне. Только 26,8% больных получают высокоэффективное комбинированное лечение.
Практически отсутствует система восстановительного лечения больных онкологического профиля.
Создавшаяся ситуация с онкологической заболеваемостью требует совершенствования научных исследований в области онкологии и ряде смежных направлений, проведение которых на должном уровне возможно только при наличии современной технической базы. Однако крайне недостаточное финансирование науки не позволяет продолжить научные исследования по развитию новых методов диагностики, лечения и реабилитации онкологических больных.
Экономические потери за счет смертности от злокачественных новообразований в 1998 году в России составили 90,9 млрд. рублей, из них по причине рака легкого - 19,2 млрд. рублей, рака желудка - 15,2 млрд. рублей, гемобластозов - 10,5 млрд. рублей, рака молочной железы - 8,6 млрд. рублей.
Прямые экономические потери от злокачественных новообразований в Республике Башкортостан составили в 1998 году 840 млн. рублей, косвенные - 2,5 млрд. рублей.
Если не будут приняты экстренные меры, к 2005 году суммарные потери от злокачественных новообразований возрастут до 4,8 млрд. рублей, из них прямая стоимость "груза болезни" составит 230 млн. рублей, непрямая - 640 млн. рублей.
Решение задач, предусмотренных в Программе, возможно только при государственной поддержке.
Реализация данной Программы позволит снизить экономический ущерб на 1,3 млрд. рублей.
Основной целью Программы является снижение уровня инвалидности и смертности населения от онкологических заболеваний на 8%, стабилизация и улучшение основных показателей по онкологии: повышение уровня выявляемости онкозаболеваний при профилактических осмотрах до 10%, увеличение числа впервые выявленных больных с I-II стадией заболевания до 40%, снижение уровня смертности на первом году с момента установления диагноза на 7%, обеспечение комплексного лечения 70% впервые выявленных больных.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач: развитие материально - технической базы, совершенствование организации онкологической службы, повышение эффективности мероприятий по профилактике и раннему выявлению заболеваний, обеспечение современного уровня лечения и реабилитации онкологических больных посредством внедрения новейших медицинских технологий, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям в области онкологии, развитие отечественного производства противоопухолевых лекарственных препаратов и медицинской техники.
Сроки реализации Программы - 2001-2005 гг.
Реализация будет производиться поэтапно:
первый этап - 2001 год. Предполагается подготовка и реализация неотложных мероприятий по профилактике, раннему выявлению и лечению опухолевых и предопухолевых заболеваний;
второй этап - 2002-2005 годы. Реализация основных мероприятий по снижению уровня смертности и инвалидности населения от злокачественных новообразований.
Согласно современным требованиям к лечению, 70-75% онкологических больных подлежат лучевой терапии, тогда как в Республике Башкортостан этот вид лечения получают 60-65% больных.
Причиной этого является низкий уровень технического оснащения отделений лучевой терапии. Имеющаяся гамма - терапевтическая аппаратура в основном морально и физически устарела.