КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 мая 2002 года N 151

ОБ ОСНОВНЫХ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В 2001 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2002 ГОД


Кабинет Министров Республики Башкортостан отмечает, что деятельность министерств, ведомств, администраций районов и городов, учреждений республики в области социального развития в 2001 году осуществлялась в соответствии с Посланием Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию "К рубежам устойчивого развития (О положении в республике и программе дальнейших действий)" и была направлена на реформирование отраслей социальной сферы, осуществление других мероприятий по реализации социальной политики.

Позитивные изменения в экономике республики, произошедшие за последние несколько лет, оказали благоприятное влияние на развитие социальной сферы.

В прошедшем году удалось сохранить положительную динамику основных социальных показателей. Важнейшим показателем позитивных тенденций в социальной сфере является превышение темпов роста среднедушевых денежных доходов населения над темпами роста цен на товары и услуги, что обусловило заметный рост покупательной способности населения.

В прошедшем году на 11,8% возросли реальные располагаемые денежные доходы. Среднемесячная заработная плата по республике по сравнению с 2000 годом возросла на 45,7%. В целях повышения социальной защищенности работников организаций бюджетной сферы с 1 августа 2001 года Указом Президента Республики Башкортостан указанным категориям работников были установлены дополнительные ежемесячные выплаты в размере 180 рублей. Отношение среднемесячной заработной платы к среднедушевому денежному доходу составило 1,2. В течение 2001 года на 21,4% снизилась задолженность по заработной плате. Средний размер пенсии в настоящее время превышает размер прожиточного минимума.

Рост денежных доходов в прошедшем году в значительной степени обусловлен усилением внимания к проблемам оплаты труда, принятием конкретных мер по повышению заработной платы.

Ситуация на рынке труда в указанный период характеризовалась относительной стабильностью.

Среди мер государственного регулирования доходов населения важное место занимает оказание адресной социальной поддержки населению Республики Башкортостан. В 2001 году на реализацию мероприятий программы социальной поддержки населения за счет различных источников финансирования направлено 5,3 млрд. рублей.

Большое внимание в Республике Башкортостан уделяется социальной защите ветеранов войны и труда, инвалидов. В 2001 году на предоставление льгот и услуг этим категориям населения было выделено свыше 1 млрд. рублей, что в 1,6-1,8 раза выше показателя 2000 года. В республике успешно решаются вопросы обеспечения инвалидов спецавтотранспортом, путевками на санаторно - курортное лечение.

В прошедшем году проведена значительная работа по открытию и оснащению центров социального обслуживания населения, реабилитационных центров, социальных приютов. За счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации укреплена материально - техническая база учреждений социальной защиты.

В 2001 году, объявленном Годом матери в Республике Башкортостан, несколько улучшились показатели рождаемости, снизилась младенческая смертность. Существенная поддержка оказана многодетным и малообеспеченным семьям, в том числе многодетным семьям, проживающим в сельской местности, студенческим семьям. В целом этим категориям семей в дополнение к установленным федеральным законодательством пособиям произведены выплаты из бюджета Республики Башкортостан в сумме около 200 млн. рублей.

Правительством республики в июле 2001 года утверждены Концепция развития и реформирования системы здравоохранения и медицинской науки в Республике Башкортостан на 2001-2005 годы и на период до 2010 года, а также план мероприятий по ее реализации, где определены приоритетные направления развития здравоохранения.

Важнейшей задачей здравоохранения в прошедшем году было выполнение Программы государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью. Объем финансовых средств, направленных на нужды здравоохранения в 2001 году, составил 5,6 млрд. рублей.

Большое внимание было уделено укреплению и развитию материально - технической базы отрасли. Введены в действие такие крупные центры, как Всероссийский центр глазной и пластической хирургии, Башкирский центр сердечно - сосудистой хирургии, Башкирский центр гемодиализа, Неонатальный центр Республиканской детской клинической больницы, санаторий "Мать и дитя" в Мечетлинском районе, родильные дома и больницы в ряде районов и городов Республики Башкортостан.

Дальнейшее развитие получил санаторно - курортный комплекс республики. Построены и сданы в эксплуатацию лечебные и спальные корпуса в санаториях "Красноусольск", "Юматово", "Якты - Куль", "Карагай", "Ассы" и ряд других объектов.

Однако, наряду с вышеперечисленными положительными тенденциями, существует ряд важных социальных проблем, решение которых предполагает принятие со стороны органов исполнительной власти конкретных действий по реформированию отраслей социальной сферы.

Негативные тенденции в сфере демографических процессов могут привести к уменьшению численности трудоспособного населения и сокращению экономического потенциала республики. В связи с этим необходимо проведение эффективной государственной демографической политики.

Рост задолженности по заработной плате в отраслях экономики, низкая стимулирующая функция заработной платы, значительная дифференциация в оплате труда работников отраслей экономики, сокращение доли заработной платы в общих доходах работника требуют ускорения реформирования системы оплаты труда.

Высокий уровень производственного травматизма и профессиональных заболеваний требует усиления работы по обеспечению необходимых условий труда. Рост заболеваемости и инвалидности населения Республики Башкортостан, несоответствие уровня материально - технической базы современным требованиям и нормам и недостаточная обеспеченность кадрами лечебно - профилактических учреждений, особенно в сельской местности, рост социально значимых заболеваний обусловливают необходимость ускорения реформирования системы здравоохранения.

Усиление адресности социальной поддержки населения должно сопровождаться развитием новых форм и методов работы с социально незащищенными категориями населения.

В целях укрепления позитивных тенденций в социальной сфере и выработки действенных мер по обеспечению повышения уровня жизни населения, обеспечения доступности медицинского и социального обслуживания Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:

1. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, другим республиканским органам исполнительной власти, главам администраций районов и городов совместно с Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан:

активизировать работу по выполнению Программы повышения эффективности государственного регулирования в области заработной платы и обеспечения роста уровня жизни населения Республики Башкортостан в 2001-2002 годах, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 5 ноября 2001 года N 288;

усилить контроль за состоянием охраны труда и обеспечением безопасных условий труда на предприятиях, в учреждениях, организациях;

регулярно вносить для рассмотрения на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений вопросы реализации мероприятий Генерального соглашения между Кабинетом Министров Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан на 2002-2004 годы по снижению задолженности по заработной плате работников отраслей экономики, созданию безопасных условий труда на предприятиях, в учреждениях, организациях, развитию производства и другие проблемы трудовых отношений.

2. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ежеквартально вносить для рассмотрения на заседаниях Президиума Кабинета Министров Республики Башкортостан вопросы ликвидации задолженности по заработной плате, социальным выплатам, снижения уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний с приглашением глав администраций районов и городов, руководителей предприятий, учреждений и организаций.

3. Предложить Департаменту федеральной государственной службы занятости населения Российской Федерации по Республике Башкортостан совместно с Министерством образования Республики Башкортостан, главами администраций районов и городов, руководителями предприятий, учреждений и организаций республики:

принять действенные меры по предупреждению безработицы, включая скрытую безработицу, достижению сбалансированности предложений рабочей силы и числа рабочих мест;

активнее использовать возможности предприятий, учреждений, организаций для осуществления подготовки и повышения квалификации персонала;

эффективнее развивать систему профессиональной ориентации и профессионального обучения с учетом требований рынка труда;

оказывать помощь в трудоустройстве гражданам, особо нуждающимся в социальной защите;

усилить подготовку кадров, финансовую и организационную поддержку малого предпринимательства.

Рекомендовать главам администраций районов и городов Республики Башкортостан ежегодно при формировании бюджетов предусматривать средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения.

4. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, отделу социального развития, здравоохранения, труда и занятости населения Аппарата Кабинета Министров Республики Башкортостан разработать и представить на утверждение в Кабинет Министров Республики Башкортостан план мероприятий по реализации Концепции демографической политики в Республике Башкортостан, предусмотрев меры в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни, стимулирования рождаемости и укрепления семьи.

5. Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Республиканскому фонду обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан:

считать основной задачей в области реформирования здравоохранения обеспечение граждан (особенно проживающих в сельской местности) доступной и квалифицированной медицинской помощью;

совместно с главами администраций районов и городов обеспечить выполнение нормативов, предусмотренных Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Республике Башкортостан;

обеспечить реализацию Концепции развития и реформирования системы здравоохранения и медицинской науки в Республике Башкортостан, обратив особое внимание на проведение структурных преобразований в системе здравоохранения и внедрение новых медицинских технологий с целью оптимизации сети лечебно - профилактических учреждений;

совместно с другими министерствами и ведомствами усилить работу по формированию здорового образа жизни в рамках мероприятий, посвященных Году здоровья в Республике Башкортостан.

6. Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Министерству внутренних дел Республики Башкортостан, администрациям районов и городов республики обеспечить контроль за деятельностью субъектов фармацевтического рынка, порядком реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения и исполнением требований, предъявляемых к их качеству.

Министерству экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан обеспечить контроль за соблюдением государственной дисциплины цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

7. Рекомендовать Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан, руководителям предприятий, учреждений и организаций принять меры по обеспечению своевременной выплаты пособий по социальному страхованию, снижению заболеваемости и оздоровлению работающих.

8. Управлению санаторно - курортными учреждениями и домами отдыха Республики Башкортостан принять меры по повышению качества сервиса, совершенствованию организации питания отдыхающих в здравницах республики.

9. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, администрациям районов и городов республики:

совершенствовать формы и методы работы по социальной защите населения;

усилить адресность социальных выплат;

расширить сеть центров социального обслуживания ветеранов, инвалидов, социальных приютов для детей;

обеспечить своевременность социальных выплат.

10. Министерству образования Республики Башкортостан, Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Министерству внутренних дел Республики Башкортостан, администрациям районов и городов республики в течение 2002 года создать региональный банк данных о безнадзорных детях и подростках, социальных сиротах с последующим расширением сети социальных приютов для их социальной реабилитации.

11. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер - министра Республики Башкортостан Ф.А.Ямалтдинова.


Премьер - министр
Республики Башкортостан
Р.И.БАЙДАВЛЕТОВ

Руководитель
Аппарата Кабинета Министров
Республики Башкортостан
Ф.М.КАЗАКБАЕВ

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»