Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ

1.3. Общественное питание

Одним из важнейших сегментов потребительского рынка республики остается рынок услуг общественного питания. В течение 2003 - 2008 годов ежегодный прирост оборота в данном сегменте рынка составлял в среднем 14%. Отмечались дальнейшее расширение сети организаций общественного питания различных форматов, их модернизация, внедрение современных технологий и оборудования, развитие новых видов услуг.

По итогам 2009 года оборот общественного питания по республике составил 18,4 млрд. рублей, или 89,1% к показателю 2008 года. Объемы оказываемых услуг общественного питания предприятиями общедоступной сети (рестораны, бары, кафе) снизились на 10 - 15% в результате сокращения численности посетителей. Практикуемые повсеместно антикризисные меню с ассортиментом недорогих блюд несложного изготовления также оказали влияние на сокращение оборота общественного питания.

В результате сокращения численности работающих, перевода их на неполную рабочую неделю отмечалось снижение оборота и в корпоративном питании.

В 2010 году оборот общественного питания составил: 21,3 млрд. рублей, или 105,1% к 2009 году, на душу населения - 5,2 тыс. рублей, или 105,0% к уровню 2009 года.

На начало 2011 года на рынке услуг общественного питания республики действовало более 7,3 тыс. организаций на 489,2 тыс. посадочных мест, в том числе более 2 тыс. организаций общедоступной сети на 92,4 тыс. мест, более 3 тыс. организаций социальной сферы на 227,3 тыс. посадочных мест.

Средняя республиканская обеспеченность сетью общественного питания составляет в муниципальных районах 14 мест на 1000 жителей, в городских округах и муниципальных районах, имеющих в своем составе городские поселения, - 17 мест на 1000 жителей.

При общем охвате питанием более 90% учащихся республики требуются качественные изменения действующей системы. Существенными недостатками в организации питания школьников являются нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека в части организации безопасного, полноценного и сбалансированного питания школьников с учетом их физиологических потребностей в питательных веществах и энергии.

По результатам проверок организаций школьного питания контролирующими органами имеют место несоответствия готовых блюд гигиеническим и санитарным нормам, восполнение энергетических затрат за счет высокоуглеводных продуктов, замена натуральных продуктов консервированными, ограниченность в получении продуктов, обогащенных витаминами и микроэлементами.

Слабо развит сегмент по оказанию услуг общественного питания населению с невысоким доходом, отмечается недостаток предприятий, предлагающих продукцию средней ценовой категории, специализированных организаций диетического питания, детских и молодежных кафе и т.д.

В целях исправления ситуации на рынке услуг общественного питания республики необходимо развитие предприятий общественного питания демократичных форматов, организация производства качественных полуфабрикатов и готовых блюд низкой ценовой категории, улучшение школьного питания.

В условиях экономической нестабильности наиболее эффективными способами ведения бизнеса в индустрии общественного питания являются развитие франчайзинга и внедрение сетевых форм организации предприятий общественного питания, прежде всего, в сегменте для населения со средним уровнем доходов.

На сегодняшний день организации общественного питания недостаточно внедряют в производство блюда национальной кухни. В целях сохранения традиций разных народов Республики Башкортостан в индустрии питания необходимо увеличить количество организаций, учитывающих особенности башкирской кухни, русской кухни, татарской кухни и др.