1. Перед вскрытием ящиков для голосования после завершения голосования члены участковой комиссии референдума Пензенской области в присутствии наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени для голосования на референдуме Пензенской области. Их число оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой комиссии референдума Пензенской области проверяет целостность печатей или пломб на ящиках для голосования и вскрывает их. Вскрытие ящиков для голосования осуществляется поочередно: сначала переносных, затем стационарных.
2. Вначале производится подсчет бюллетеней для голосования, находящихся в переносных ящиках для голосования. Число бюллетеней для голосования, находящихся в переносных ящиках для голосования, не должно превышать числа письменных заявлений граждан с просьбами о проведении голосования вне помещении для голосования.
3. В случае обнаружения в переносном ящике для голосования большего числа бюллетеней для голосования установленной формы, чем число письменных заявлений граждан с просьбой о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени для голосования, находившиеся в переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии референдума Пензенской области признаются недействительными.
Данный факт с указанием фамилий членов участковой комиссии референдума Пензенской области, проводивших голосование вне помещения для голосования, отражается в специальном акте, который прилагается к протоколу участковой комиссии об итогах голосования.
4. После вскрытия переносных и стационарных ящиков для голосования председатель участковой комиссии референдума Пензенской области вскрывает конверты с заполненными бюллетенями для голосования, оставленные досрочно проголосовавшими гражданами, и объявляет о количестве этих бюллетеней.
5. При подсчете голосов граждан прежде всего отделяются бюллетени для голосования неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные комиссией референдума Пензенской области, и недействительные бюллетени для голосования. Бюллетени для голосования неустановленной формы при определении итогов голосования из подсчета исключаются. Недействительными считаются бюллетени для голосования, по которым невозможно установить волеизъявление гражданина, в частности такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения в действительности бюллетеня для голосования участковая комиссия референдума Пензенской области разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании бюллетеня для голосования недействительным участковая комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой комиссии. Недействительные бюллетени для голосования упаковываются отдельно от других бюллетеней для голосования.
6. Подсчет голосов граждан по итогам голосования осуществляется непосредственно членами участковой комиссии референдума Пензенской области без перерыва до получения окончательных итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.
7. Участковая комиссия референдума Пензенской области составляет протокол об итогах голосования по участку, в который вносятся следующие данные:
а) число граждан, внесенных в список граждан, имеющих право на участие в референдуме Пензенской области, включая граждан, внесенных в список граждан, имеющих право на участие в референдуме Пензенской области, дополнительно;
б) число бюллетеней для голосования на референдуме Пензенской области, полученных участковой комиссией референдума Пензенской области;
в) число бюллетеней для голосования на референдуме Пензенской области, выданных гражданам на участке референдума Пензенской области в день голосования;
г) число бюллетеней для голосования на референдуме Пензенской области, выданных гражданам, проголосовавшим досрочно;
д) число бюллетеней для голосования на референдуме Пензенской области, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещения для голосования;
е) число погашенных бюллетеней для голосования на референдуме Пензенской области;
ж) число бюллетеней для голосования на референдуме Пензенской области, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;
з) число бюллетеней для голосования на референдуме Пензенской области, содержащихся в переносных ящиках для голосования;
и) число действительных бюллетеней для голосования на референдуме Пензенской области;
к) число бюллетеней для голосования на референдуме Пензенской области, признанных недействительными;
л) число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на референдум Пензенской области;
м) число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на референдум Пензенской области.
8. В случае вынесения на референдум Пензенской области альтернативных вариантов решения вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в референдуме Пензенской области, поданных за каждый из вариантов и против каждого из вариантов.
9. Если на референдуме Пензенской области выносилось одновременно несколько вопросов, подсчет голосов и составление протокола осуществляется по каждому вопросу отдельно.
10. Протокол составляется в трех экземплярах и подписывается всеми членами участковой комиссии референдума Пензенской области. Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в участковую комиссию референдума Пензенской области в день проведения референдума, а также принятые по ним решения участковой комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
11. Не допускается заполнение протоколов об итогах голосования карандашом и внесение в них каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах участковой комиссии референдума Пензенской области, а также при сомнении в правильности составления протоколов территориальная комиссия референдума Пензенской области либо Избирательная комиссия Пензенской области вправе принять решение о повторном подсчете голосов граждан соответствующей участковой комиссией референдума Пензенской области. Повторный подсчет голосов граждан проводится участковой комиссией в присутствии члена (членов) вышестоящей комиссии референдума Пензенской области.
12. Первый экземпляр протокола участковой комиссии после его подписания с приобщенными материалами незамедлительно направляется в соответствующую территориальную комиссию референдума Пензенской области.
13. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными бюллетенями для голосования на референдуме Пензенской области, со списками наблюдателей и представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов граждан, приобщенными копиями жалоб (заявлений), поступивших в участковую комиссию референдума Пензенской области в день проведения референдума, и решений по ним участковой комиссии, хранится у секретаря участковой комиссии до окончания ее работы.
14. Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления наблюдателям и представителям средств массовой информации.