ЗАКОН
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 25 ноября 1998 года N 104-ЗПО
О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Пензенской обл. от 01.06.1999 N 148-ЗПО, вступившего в силу со дня его официального опубликования.
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Пензенской области
17 ноября 1998 года
Местный референдум в Пензенской области (далее - местный референдум) - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории Пензенской области в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Пензенской области и законами Пензенской области, уставами муниципальных образований.
1. Гражданин Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающий в Пензенской области на территории соответствующего муниципального образования (далее - гражданин Российской Федерации) и достигший на день проведения местного референдума возраста 18 лет, вправе голосовать на местном референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных действиях по подготовке местного референдума.
2. Гражданин Российской Федерации участвует в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
3. Участие гражданина Российской Федерации в местном референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в местном референдуме, а также на его свободное волеизъявление.
4. Гражданин Российской Федерации вправе участвовать в местном референдуме, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
5. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на равных основаниях.
6. Гражданин Российской Федерации голосует за или против вынесенного на местный референдум вопроса непосредственно. Голосование на местном референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
7. Не имеет права участвовать в местном референдуме гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
Законодательство о местном референдуме в Пензенской области составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Устав Пензенской области и законы Пензенской области, устав соответствующего муниципального образования.
Подготовка и проведение местного референдума, а также осуществление контроля за соблюдением законодательства о местном референдуме возлагаются на комиссии местного референдума.
Гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом обеспечивается свободное проведение агитации за или против проведения местного референдума, а также по вопросам, выносимым на местный референдум.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, с момента принятия решения о его проведении осуществляются за счет средств соответствующего местного бюджета, в случае назначения местного референдума по инициативе органов государственной власти Пензенской области - за счет средств областного бюджета.
Деятельность комиссий местного референдума при его подготовке и проведении, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов референдума осуществляется открыто и гласно.
1. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления муниципального образования.
2. Местный референдум назначается только на календарный выходной день. Не допускается назначение местного референдума на праздничный день. Решение о проведении местного референдума должно быть официально опубликовано (обнародовано) не менее чем за 45 дней до дня голосования.
3. Дата проведения голосования на местном референдуме не позднее чем за 25 дней до дня проведения местного референдума может быть перенесена на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) решением представительного органа местного самоуправления в целях совмещения проведения местного референдума с иным референдумом либо выборами в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
4. Решение представительного органа местного самоуправления о назначении местного референдума, а также о перенесении даты голосования в соответствии с частью 3 настоящей статьи публикуется в средствах массовой информации (обнародуется) не позднее чем через 6 дней со дня его принятия.
1. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления.
2. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти Пензенской области, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти Пензенской области, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
2) о формировании состава органов государственной власти Пензенской области или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти Пензенской области и органов местного самоуправления;
3) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность либо на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
4) о принятии либо об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств Пензенской области, муниципального образования;
5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
3. На местный референдум не могут также быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.
4. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования.
5. Вопрос, выносимый на местный референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.
6. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации и Пензенской области.
7. Не допускается установление ограничений для вопросов, выносимых на местный референдум, за исключением указанных в статье 13 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящей статье.
Инициатива проведения местного референдума принадлежит:
- проживающим на территории соответствующего муниципального образования гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в местном референдуме;
- представительному органу местного самоуправления;
- органам государственной власти Пензенской области.
1. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в местном референдуме, а равно общественное объединение, зарегистрированное органами юстиции не позднее, чем за шесть месяцев до дня обращения в соответствующий орган местного самоуправления с инициативой проведения местного референдума, устав которого предусматривает участие в выборах, могут образовывать инициативную группу по проведению местного референдума в количестве не менее 10 человек для сбора подписей граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, в поддержку инициативы его проведения. Инициатором проведения местного референдума может также выступить избирательное объединение, зарегистрированное в органе юстиции того уровня, на котором предлагается провести местный референдум, или более высокого уровня. В этом случае руководящий орган избирательного объединения либо руководящий орган его регионального, местного отделения, местной организации выступает в качестве инициативной группы по проведению местного референдума, независимо от своей численности.
2. Для назначения местного референдума инициативная группа, указанная и части первой настоящей статьи, должна представить в представительный орган местного самоуправления подписи граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в местном референдуме, в поддержку инициативы проведения местного референдума.
3. Уставом муниципального образования может быть предусмотрена реализация инициативы проведения местного референдума также в форме собрания участников местного референдума.
1. Инициативная группа по проведению местного референдума обращается в представительный орган местного самоуправления с ходатайством о регистрации группы.
2. В ходатайстве инициативной группы должны содержаться вопрос (вопросы) либо текст законопроекта, проекта иного нормативного правового акта, предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на местный референдум, и должны быть указаны фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории предлагаемого местного референдума.
3. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению местного референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении местного референдума.
4. В случае, если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой по проведению местного референдума для вынесения на голосование, не отвечает требованиям, указанным в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", представительный орган местного самоуправления, в который направлена инициатива проведения местного референдума, может согласовать с инициативой группой по проведению местного референдума новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на местный референдум, принадлежит исключительно инициативной группе по проведению местного референдума. Формулировка вопроса, выносимого на местный референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы.
5. Представительный орган местного самоуправления, установив соответствие ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона, устава муниципального образования, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и сообщает об этом в средства массовой информации (обнародует свое решение).
6. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается Избирательной комиссией Пензенской области, действительно в течение 30 дней.
7. В случае отказа в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума выдается соответствующее решение представительного органа местного самоуправления, в котором указываются основания отказа.
8. Основанием для отказа в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Пензенской области и законов Пензенской области, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.
1. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению местного референдума вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения местного референдума. При этом учитываются лишь подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.
2. Подписи собираются инициативной группой в количестве, определенном уставом муниципального образования. Максимальное количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, не может превышать 5 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме.
3. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на местный референдум. В случае вынесения на местный референдум законопроекта, проекта иного нормативного правового акта лицо, проводящее сбор подписей, должно предоставлять гражданину по первому его требованию текст этого проекта. Граждане, подписывающие подписные листы, должны проживать на территории данного муниципального образования.
4. Подписи могут собираться среди участников референдума на всей территории соответствующего муниципального образования. Установление квот для сбора подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума в отдельных частях территории муниципального образования не допускается.
5. Период сбора подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума должен составлять 25 дней со дня выдачи свидетельства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.
1. В листе для сбора подписей граждан в поддержку проведения местного референдума (подписном листе) указываются:
1) наименование муниципального образования, где осуществляется сбор подписей граждан в поддержку проведения местного референдума;
2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на местный референдум;
3) наименование представительного органа местного самоуправления, зарегистрировавшего инициативную группу по проведению местного референдума, номер регистрационного свидетельства и дата его выдачи;
4) фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа гражданина, имеющего право на участие в местном референдуме, дата подписи и его подпись.
2. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, собиравшего подписи граждан, с указанием его фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, а также руководителем либо одним из членов инициативной группы по проведению местного референдума. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону.