1. Подсчет голосов участников референдума Пензенской области осуществляется открыто и гласно членами участковой комиссии референдума Пензенской области с правом решающего голоса.
2. Подсчет голосов участников референдума Пензенской области начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии референдума Пензенской области, а также наблюдатели.
3. После окончания времени голосования члены участковой комиссии референдума Пензенской области с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, лиц, указанных в части 1 статьи 29 настоящего Закона, подсчитывают, погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени для голосования на референдуме (при этом не допускается повреждение подписей членов комиссии референдума и печати комиссии референдума, проставленных на бюллетене для голосования), затем оглашают и заносят число неиспользованных бюллетеней для голосования на референдуме, а также бюллетеней, испорченных участниками референдума при проведении голосования, в строку 5 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, находящуюся в помещении для голосования.
4. Перед непосредственным подсчетом голосов участников референдума Пензенской области по бюллетеням для голосования председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму:
1) число участников референдума Пензенской области, внесенных в список;
2) число бюллетеней для голосования на референдуме Пензенской области, полученных участковой комиссией референдума (данные о бюллетенях для голосования, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших участников референдума в помещении территориальной комиссии референдума, в указанное число не входят).
5. Затем в строки 6 и 7 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму заносятся следующие данные:
1) число бюллетеней для голосования на референдуме Пензенской области, выданных участникам референдума на участке референдума в день голосования (устанавливается по числу подписей участников референдума в списке);
2) число бюллетеней для голосования на референдуме Пензенской области, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума).
6. После этого председателем или секретарем участковой комиссии референдума Пензенской области обеспечивается хранение списка участников референдума, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком участников референдума не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с частью 19 настоящей статьи.
7. Непосредственный подсчет голосов участников референдума Пензенской области осуществляется по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса.
8. При непосредственном подсчете голосов вправе присутствовать члены участковой комиссии референдума Пензенской области с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, перечисленные в части 1 статьи 29 настоящего Закона.
9. Непосредственный подсчет голосов участников референдума Пензенской области производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой комиссии референдума как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам участковой комиссии референдума, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря участковой комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой комиссии референдума для всех присутствующих при подсчете.
10. При непосредственном подсчете голосов участковая комиссия референдума Пензенской области отделяет бюллетени для голосования неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.
11. В первую очередь производится подсчет бюллетеней для голосования на референдуме, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней для голосования установленной формы оглашается и заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. В случае обнаружения в переносном ящике для голосования большего числа бюллетеней установленной формы, чем число заявлений участников референдума, содержащих отметку о количестве полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии референдума Пензенской области признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием этого переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней для голосования вносится в строку 12 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
12. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
13. Члены участковой комиссии референдума Пензенской области сортируют бюллетени для голосования, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за позиции "Да" и "Нет", содержащиеся в бюллетене, одновременно отделяют бюллетени для голосования неустановленной формы и недействительные бюллетени. При этом члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в бюллетене для голосования отметки участника референдума и представляют бюллетени для голосования для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней для голосования не допускается.
14. Затем производится подсчет голосов участников референдума Пензенской области по бюллетеням для голосования установленной формы. Не менее чем два члена участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают бюллетени для голосования отдельно по позициям "Да" и "Нет". Полученные данные заносятся в строки 14 и 15 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
15. Недействительные бюллетени для голосования подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени для голосования на референдуме Пензенской области, по которым невозможно установить волеизъявление участника референдума. В случае возникновения сомнений при признании бюллетеня недействительным участковая комиссия референдума решает вопрос голосованием, при этом на оборотной стороне бюллетеня для голосования указываются причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии. Количество недействительных бюллетеней для голосования заносится в строки 11 и 13 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
16. Члены участковой комиссии референдума Пензенской области с правом решающего голоса подсчитывают и заносят в строку 10 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных бюллетеней для голосования на референдуме Пензенской области.
17. Члены участковой комиссии референдума Пензенской области с правом решающего голоса подсчитывают, оглашают и заносят в строку 9 протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму количество бюллетеней для голосования на референдуме Пензенской области, находящихся в стационарных ящиках для голосования.
18. После этого с рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены участковой комиссии референдума Пензенской области с правом совещательного голоса, наблюдатели под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса.
19. После этого производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. В случае, если контрольные соотношения не совпали, участковая комиссия референдума Пензенской области принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования.
20. Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии референдума Пензенской области с правом решающего голоса с проставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания.
21. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии референдума Пензенской области с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов соответствующей участковой комиссии референдума Пензенской области с правом решающего голоса.
22. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. При подписании протокола члены участковой комиссии референдума Пензенской области с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
23. По требованию члена участковой комиссии референдума Пензенской области, наблюдателя, иных лиц, указанных в части 1 статьи 29 настоящего Закона, участковая комиссия референдума немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить возможность изготовить копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее.
24. Первый экземпляр протокола участковой комиссии референдума Пензенской области об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса незамедлительно направляется в территориальную комиссию референдума Пензенской области и возврату в участковую комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, поступившие в участковую комиссию жалобы (заявления) на нарушения соответствующих федеральных законов и настоящего Закона, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии и составленные участковой комиссией акты. Заверенные копии указанных документов и решений участковой комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования.