Государственная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности во Владимирской области" разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 N 161 "Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В современных условиях инновационного развития и модернизации экономики, нарастающего дефицита энергоносителей, их стоимости и энергетических мощностей повышение энергетической эффективности и энергосбережения играет ключевую роль в обеспечении топливно-энергетическими ресурсами потребителей региона.
Развитие коммунальной инфраструктуры и энергетики области направлено на гарантированное обеспечение энергетической безопасности на уровне субъекта Российской Федерации, эффективное обеспечение потребностей социально-экономического развития региона соответствующими объемами производства и поставки продукции и услуг сфер коммунальной инфраструктуры и энергетики, которое означает удовлетворение внутреннего спроса, формируемого в том числе в рамках реализации национальных программ и проектов, и создает комфортные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности населения области.
Целевая направленность программы определяется необходимостью решения задач в части энергосбережения и повышения энергоэффективности в энергетическом комплексе и социальной сфере Владимирской области. При этом главной задачей всех участников процесса энергоснабжения и энергопотребления является комплексное использование всех рычагов управления для перехода на энергоэффективный путь развития.
Годовой отпуск электроэнергии потребителям Владимирской области составляет около 6,6 млрд. кВт.ч в год, тепловой энергии - 9,4 млн Гкал. Годовое потребление всех видов топлива областью составляет более 6,6 млн т у.т. (тонн условного топлива).
Используемый в регионе основной вид топлива - природный газ, доля которого при производстве тепловой энергии для отопления населения и объектов социальной сферы составляет 98,6%. Использование возобновляемых источников энергии (дрова, отходы лесопиления) составляет 0,4%.
Одной из основных проблем энергохозяйства, особенно коммунального, является изношенность основных фондов - по многим видам она составляет 70% и более, что в первую очередь сказывается на надежности энергоснабжения и технико-экономических показателях работы энергетического оборудования.
Отсутствие на объектах жилищного фонда и бюджетных учреждений приборов учета коммунальных ресурсов, имеющих возможность передачи данных в системы автоматизированного учета потребления коммунальных ресурсов, не позволяет построить целостные системы по сбору и анализу данных о потреблении. Внедрение систем интеллектуального учета коммунальных ресурсов позволит сократить потребление, выявить факты несанкционированного потребления, сократить сроки устранения аварий.
(абзац введен постановлением Правительства Владимирской области от 26.12.2023 N 993)
Удельные расходы топлива на производство тепловой энергии, потери при производстве и транспортировке тепловой и электрической энергии, а также расходы энергии на собственные нужды многих энергоснабжающих организаций области превышают нормативные.
Потенциал энергосбережения в топливно-энергетическом комплексе составляет порядка 0,3 млн т у.т. (тонн условного топлива).
Учитывая значительный износ объектов коммунальной инфраструктуры области, одним из основных направлений является строительство и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры путем привлечения частных инвестиций на условиях концессионных соглашений.
На сегодняшний момент в области действуют 28 концессионных соглашений с объемом инвестиций 13,06 млрд. руб. (из них 12,3 млрд руб. - частные инвестиции), из которых 23 - в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения - 5.
На территории нашего региона успешно реализуются энергосервисные контракты, направленные на модернизацию систем уличного наружного освещения. По состоянию на 01.01.2022 реализуется 22 контракта с объемом инвестиций 687,3 млн. руб., в рамках которых проведена замена светильников на энергосберегающие в количестве 37,2 тыс. штук. Одновременно с заменой светильников устанавливаются шкафы управления ШУНО (АСУНО/АСКУЭ) с узлами учета электроэнергии с возможностью управления и удаленного мониторинга потребления и времени работы уличного освещения, что дополнительно влияет на экономию ресурсов за счет точного времени включения и отключения освещения, а также индивидуального, а не каскадного контроля работы трансформаторных подстанций. Ежегодная экономия электрической энергии составляет порядка 18 млн кВт.ч или 2,2 тыс. т у.т. (тонн условного топлива).