История развития бурятского народа обусловила его территориальную дисперсность. В условиях глобализации усиливаются процессы культурной ассимиляции бурят как в России, так и во всем мире, утрачиваются национальная самобытность и вековые традиции, безусловным транслятором которых является бурятский язык. Сохраняется тенденция сокращения численности бурят, владеющих родным языком. Наряду со снижением уровня владения бурятским языком наблюдается сокращение сферы использования бурятского языка, в том числе в условиях повседневного общения населения на работе и в быту.
Выявлены следующие проблемы в преподавании бурятского языка: несоответствие методики преподавания современным требованиям, несовершенство учебной грамматики бурятского языка, недостаточный уровень квалификации и методической подготовки учителей бурятского языка, отсутствие современных методик преподавания предмета, необходимость разработки разноуровневых программ изучения бурятского языка и создания учебно-методических комплексов.
Настоящая подпрограмма разработана на основе анализа опыта реализации предыдущих программ (подпрограмм) с использованием новых ключевых принципов, призванных обеспечить целостность охвата всех сфер и аспектов проблемы, эффективность принимаемых мер и результативность воздействия подпрограммы на все основные факторы, от которых зависит жизнеспособность языков.