Настоящая Программа разработана на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666, Конституции Республики Бурятия, Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 N 240-V "Об образовании в Республике Бурятия", Закона Республики Бурятия от 10.06.1992 N 221-XII "О языках народов Республики Бурятия", Закона Республики Бурятия от 07.03.2014 N 383-V "О мерах поддержки бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия".
История развития бурятского народа обусловила его территориальную дисперсность. В условиях глобализации усиливаются процессы культурной ассимиляции бурят как в России, так и во всем мире, утрачиваются национальная самобытность и вековые традиции, безусловным транслятором которых является бурятский язык. Сохраняется тенденция сокращения численности бурят, владеющих родным языком. Наряду со снижением уровня владения бурятским языком наблюдается сокращение сферы использования бурятского языка, в том числе в условиях повседневного общения населения на работе и в быту.
Как уполномоченный орган управления образованием субъекта Министерство образования и науки Республики Бурятия обеспечивает условия для преподавания бурятского языка как государственного языка во всех общеобразовательных учреждениях на территории Республики Бурятия.
В республике на начало 2013/2014 учебного года функционирует 457 общеобразовательных организаций с 12 филиалами. Численность учащихся в них составляет 123058, в вечерних школах - 3858.
Изучают бурятский язык в разных формах 63221 ребенок, в том числе:
- бурятский язык как родной преподается в 117 школах республики (9576 детей);
- бурятский язык как государственный преподается в 202 школах республики (53645 детей).
Количество учителей, преподающих по основной программе, - 255, по государственной программе - 399. Бурятский язык преподается в 319 общеобразовательных организациях из 457 общеобразовательных организаций Республики Бурятия, не преподается бурятский язык в 138 школах Республики Бурятия.
Мониторинг состояния обучения бурятскому языку показывает, что в продвижении политики языкового воспитания существует проблема неприятия внедрения бурятского языка в учебный процесс как со стороны некоторых родителей, так и отдельных руководителей школ со ссылкой на дефицит фонда учебных часов и далекие от идеальных условия преподавания. Несмотря на это, процесс совершенствования преподавания бурятского языка и в количественном, и в качественном аспекте продолжается.
По поручению Комиссии при Правительстве Республики Бурятия по развитию бурятского языка, в целях выявления проблем в преподавании бурятского языка Министерством образования и науки Республики Бурятия создана Республиканская экспертная комиссия, в состав которой вошли учителя-предметники, управленцы, ученые-исследователи. Данная комиссия выявила следующие проблемы в преподавании бурятского языка: несоответствие методики преподавания современным требованиям, несовершенство учебной грамматики бурятского языка, недостаточный уровень квалификации и методической подготовки учителей бурятского языка, отсутствие современных методик преподавания предмета, необходимость разработки разноуровневых программ изучения бурятского языка и создания учебно-методических комплексов.
Разработан план перспективной грамматики бурятского языка применительно к обучению языку как государственному. В данной грамматике все синтаксические конструкции и морфологические категории подчинены коммуникативной цели и выстраиваются по возрастанию - от простого к сложному.
Ведется работа по созданию республиканских стажировочных площадок и комплексов непрерывного образования со средой образования и воспитания на бурятском языке на базах ГБОУ "Республиканский бурятский национальный лицей-интернат N 1", ГБОУ "Бурятская гимназия N 29 в г. Улан-Удэ" с дальнейшим созданием необходимой сети филиалов по республике для адаптации прогрессивной методики преподавания бурятского языка.
Совместно с Администрацией г. Улан-Удэ согласован вопрос о создании пилотных площадок на базах образовательных организаций г. Улан-Удэ в составе комплекса.
Анализ результатов реализации последней программы, а также предыдущих программ показывает, что несмотря на предпринятые усилия в деле сохранения и развития языков в Республике Бурятия, не все поставленные цели были достигнуты по причине наличия целого ряда сдерживающих факторов реализации языковой политики в Республике Бурятия, среди которых: