(с изменениями на 9 июля 2024 года)
(в ред. Закона Республики Бурятия от 09.07.2024 N 482-VII)
Принят
Народным Хуралом
Республики Бурятия
25 сентября 2014 года
Настоящим Законом регулируются общественные отношения, связанные с осуществлением Народным Хуралом Республики Бурятия (далее - Народный Хурал), комитетами и комиссиями Народного Хурала, депутатами Народного Хурала, специальной парламентской комиссией, созданной для проведения депутатского расследования, Счетной палатой Республики Бурятия контроля (далее - парламентский контроль) за:
1) соблюдением и исполнением законов Республики Бурятия и постановлений Народного Хурала;
2) исполнением республиканского бюджета;
3) исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Бурятия;
4) соблюдением установленного порядка управления и распоряжения государственной собственностью Республики Бурятия.
Основными целями парламентского контроля являются:
1) обеспечение соблюдения и исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Бурятия, законов и иных нормативных правовых актов Республики Бурятия;
2) защита прав и свобод человека и гражданина;
3) укрепление законности и правопорядка;
4) противодействие коррупции;
5) выявление проблем в деятельности государственных органов Республики Бурятия, повышение эффективности системы государственного управления и привлечение внимания соответствующих государственных органов Республики Бурятия и их должностных лиц к выявленным в ходе осуществления парламентского контроля недостаткам в целях их устранения;
6) изучение практики применения законодательства Республики Бурятия, выработка рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства Республики Бурятия и повышение эффективности его исполнения.
1. Парламентский контроль осуществляется на следующих принципах:
законности;
соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
разделения властей;
самостоятельности и независимости субъектов парламентского контроля;
системности;
гласности;
объективности.
2. Осуществление парламентского контроля не подменяет осуществление правосудия, расследование преступлений, оперативно-розыскную деятельность, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляемую в пределах их компетенции. Вмешательство субъектов парламентского контроля в осуществление указанной деятельности не допускается.
1. К субъектам парламентского контроля относятся действующие в целях осуществления парламентского контроля:
1) Народный Хурал;
2) комитеты и комиссии Народного Хурала;
3) депутаты Народного Хурала;
4) специальная парламентская комиссия, созданная для проведения депутатского расследования.
2. Счетная палата Республики Бурятия, являющаяся постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Народным Хуралом и подотчетным ему, участвует в осуществлении парламентского контроля в случаях, порядке и формах, предусмотренных настоящим Законом и Законом Республики Бурятия "О Счетной палате Республики Бурятия".
Деятельность по осуществлению парламентского контроля в рамках полномочий, отнесенных к ведению Народного Хурала, ведется в следующих формах:
1) рассмотрение Народным Хуралом вопроса о доверии Главе Республики Бурятия;
2) рассмотрение вопроса о доверии отдельным членам Правительства Республики Бурятия, в назначении которых на должность Народный Хурал принимал участие;
3) проведение Народным Хуралом, комитетами Народного Хурала, Счетной палатой Республики Бурятия мероприятий по осуществлению предварительного, текущего и последующего парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений, порядка управления и распоряжения государственной собственностью;
(в ред. Закона Республики Бурятия от 09.07.2024 N 482-VII)
4) заслушивание Народным Хуралом ежегодных отчетов Главы Республики Бурятия о результатах деятельности Правительства Республики Бурятия, в том числе по вопросам, поставленным Народным Хуралом;
5) заслушивание Народным Хуралом ежегодных отчетов Министра внутренних дел по Республике Бурятия о деятельности полиции на территории Республики Бурятия;
6) направление Народным Хуралом парламентских запросов;
7) направление депутатами Народного Хурала депутатских запросов;
8) заслушивание на заседаниях Народного Хурала информации членов Правительства Республики Бурятия, руководителей и иных должностных лиц органов исполнительной власти, территориальных государственных внебюджетных фондов и иных государственных органов по вопросам депутатов (в рамках "правительственного часа"), а также заслушивание информации указанных лиц на заседаниях Совета Народного Хурала, комитетов и комиссий Народного Хурала в установленном законодательством Республики Бурятия порядке;
9) анализ и использование при планировании работы по совершенствованию законодательства Республики Бурятия информации прокурора Республики Бурятия о состоянии законности в Республике Бурятия;
10) заслушивание в целях получения информации по вопросам, связанным с обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, Главы Республики Бурятия - Председателя Правительства Республики Бурятия, Первого заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия, заместителей Председателя Правительства Республики Бурятия и иных должностных лиц;
11) приглашение членов Правительства Республики Бурятия и иных должностных лиц на заседания Совета Народного Хурала, комитетов и комиссий Народного Хурала;
12) проведение публичных слушаний, парламентских слушаний, "круглых столов";
13) проведение депутатских расследований;
14) осуществление Народным Хуралом взаимодействия со Счетной палатой Республики Бурятия, Общественной палатой Республики Бурятия, Уполномоченным по правам человека в Республике Бурятия, Уполномоченным по правам ребенка в Республике Бурятия, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Бурятия, Избирательной комиссией Республики Бурятия.
1. Народный Хурал в порядке, определенном Регламентом Народного Хурала, осуществляет контроль за обеспечением соблюдения органами государственной власти Республики Бурятия, иными государственными органами Республики Бурятия установленных сроков принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены законами Республики Бурятия, а также за полнотой регулирования соответствующих правоотношений в целях выявления соответствующих пробелов.
2. Правительство Республики Бурятия ежеквартально, не позднее чем через тридцать дней со дня окончания квартала, направляет в Народный Хурал информацию о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены законами Республики Бурятия.
1. В соответствии со статьями 74, 86 и 93 Конституции Республики Бурятия Народный Хурал заслушивает ежегодные отчеты Главы Республики Бурятия о результатах деятельности Правительства Республики Бурятия, в том числе по вопросам, поставленным Народным Хуралом.
2. Народный Хурал вправе приглашать членов Правительства Республики Бурятия, руководителей и иных должностных лиц органов исполнительной власти Республики Бурятия, иных государственных органов Республики Бурятия, территориальных государственных внебюджетных фондов на заседания Народного Хурала для ответов на вопросы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия. При рассмотрении ежегодного отчета Главы Республики Бурятия о результатах деятельности Правительства Республики Бурятия депутаты Народного Хурала вправе задавать вопросы Главе Республики Бурятия, высказывать свое мнение о деятельности Правительства Республики Бурятия.
3. Народный Хурал по предложению депутатов Народного Хурала, Совета Народного Хурала, комитетов, комиссий Народного Хурала имеет право заслушивать на сессии Народного Хурала отчет Правительства Республики Бурятия о соблюдении и исполнении в пределах его компетенции законов Республики Бурятия, соблюдении установленного порядка управления и распоряжения государственной собственностью Республики Бурятия.