Действующий

О государственной программе "Создание условий для развития гражданского общества и потенциала молодежи в Вологодской области на 2014 - 2020 годы" (с изменениями на 21 декабря 2020 года)



I. Характеристика сферы реализации подпрограммы 3, текущая ситуация, основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития


Гражданское общество всегда было и будет главной опорой демократии: оно способствует ее построению, служит залогом ее сохранения и укрепления. В гражданском обществе заложен огромный ресурс движения вперед. Одним из основных институтов гражданского общества являются социально ориентированные некоммерческие организации.


Деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций как одного из основных институтов гражданского общества способствует социальной стабильности в обществе. Так, в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" отмечено, что в целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики необходимо предусмотреть начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.


Деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций следует расценивать как один из способов достижения нового качества экономического роста, развития инновационных технологий, сохранения и преумножения образовательного, научного, культурного, духовного потенциала общества, реализации профессиональных, общественных, любительских интересов населения, защиты прав потребителей, экологической безопасности.


Сегодня можно лишь констатировать наличие слабой материальной базы некоммерческого сектора. Данный факт, в свою очередь, не позволяет решать задачи, определенные Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (далее - Концепция).


Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, в том числе благотворительным организациям, путем предоставления субсидий на реализацию социально значимых проектов (программ), а также на возмещение части затрат, связанных с осуществлением уставной деятельности, на конкурсной основе позволит в определенной мере способствовать формированию материальной базы некоммерческого сектора и соответственно реализации Концепции.


Также практика показывает, что деятельность многих некоммерческих организаций носит ситуативный характер и не имеет системы. Это связано с низким уровнем взаимодействия социально ориентированных некоммерческих организаций с органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления, а также неразвитыми горизонтальными связями в некоммерческом секторе.


За последние годы не наблюдается роста доли жителей области, так или иначе связанных с деятельностью некоммерческих организаций. Напротив, их доля снизилась с 20% в 2008 году до 16% в 2011 году. Это говорит о снижении показателя доверия населения области к основным институтам гражданского общества, об отсутствии реального развития подобных институтов, обусловленных в том числе отсутствием должного внимания к ним со стороны как общества, так и государства, а также СМИ.


Функционирование специально созданной для социально ориентированных некоммерческих организаций информационной системы "Общественные ресурсы Вологодской области" позволит социально ориентированным некоммерческим организациям размещать актуальную информацию о своей деятельности и получить возможность пользоваться методической и нормативно-правовой базой в сфере деятельности некоммерческого сектора.


Создание ресурсного центра некоммерческих организаций позволит решить проблему предоставления консультационных услуг социально ориентированным некоммерческим организациям, в том числе по правовым, бухгалтерским, налоговым и иным вопросам.


Повышение квалификации работников социально ориентированных некоммерческих организаций, государственных и муниципальных служащих, осуществляющих взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями, позволит на более высоком уровне решать вопросы функционирования и государственной поддержки некоммерческого сектора.


Использование мер, стимулирующих поддержку деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и участие в ней граждан и юридических лиц, как и обеспечение поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций на местном уровне, также будет в полной мере способствовать решению указанных выше проблем.


Таким образом, одним из важных механизмов взаимодействия власти и институтов гражданского общества в современном государстве, включая субъекты Российской Федерации, становится программно-целевой метод, использование которого позволяет создать максимально благоприятные условия для развития партнерских отношений между социально ориентированными некоммерческими организациями и органами исполнительной государственной власти области.