Действующий

О государственной программе "Развитие физической культуры и спорта в Вологодской области на 2014 - 2020 годы" (с изменениями на 9 марта 2021 года)



I. Характеристика сферы реализации подпрограммы 2, описание основных проблем в указанной сфере и перспективы ее развития


В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегией развития физической культуры и спорта на период до 2020 года повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене является одной из приоритетных задач государственной политики в сфере физической культуры и спорта.


В Вологодской области за последние пять лет отмечается постепенный рост основных показателей, характеризующих развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва. Физкультурно-массовую и спортивную работу в области проводят 2502 штатных работника, из них 1870 человек (74.7%) имеют высшее и среднее специальное образование. Кадровый состав работников отрасли включает в себя учителей общеобразовательных учреждений, преподавателей высших и средних учебных заведений, лицеев и училищ, тренеров учреждений дополнительного образования детей, инструкторов-методистов спортивных клубов, специалистов адаптивной физической культуры. Одним из основных факторов, влияющих на подготовку спортсменов высокого класса, является квалификация тренерских кадров. Интенсивное использование в подготовке спортсменов новых технологий и современных методик требует системного и качественного подхода к переподготовке и повышению квалификации тренерских кадров. Повышение квалификации работника приводит к повышению качества учебного и тренировочного процессов. Количество специалистов в области физической культуры и спорта, прошедших профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку, повышение квалификации в 2007 - 2010 годах, не превышало 7 человек, потребность в повышении квалификации составляла от 250 до 300 человек ежегодно. В настоящее время ситуация кардинально изменилась. В 2012 году 226 специалистов в области физической культуры и спорта прошли профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.


В 45 детско-юношеских спортивных школах занимается 21621 ребенок и подросток. На территории области развивается 79 видов спорта, не включая военно-прикладные, служебно-прикладные, национальные виды спорта, а также свыше 30 адаптивных видов спорта. Членами спортивных сборных команд области являются более 700 спортсменов. Более 70 спортсменов области включены в состав спортивных сборных команд России.


Постоянно растет количество спортсменов высокого класса. В 2012 году подготовлено 54 мастера спорта (в 2010 и 2011 годах их было соответственно 15 и 14), 206 кандидатов в мастера спорта (в 2010 и 2011 годах их было соответственно 82 и 94), 500 спортсменов 1 разряда (в 2010 и 2011 годах их было соответственно 251 и 301). Подготовлено 5 судей высшей категории и 49 судей 1 категории.


Однако существует ряд проблем и сдерживающих факторов развития физической культуры и спорта в области.


1. Факторы, сдерживающие подготовку спортивного резерва:


недостаточный уровень материально-технического обеспечения детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, осуществляющих подготовку спортивного резерва;


отсутствие материально-технической базы и квалифицированного персонала для развития адаптивных видов спорта;


не сформирована система стажировки, повышения квалификации и переподготовки тренерских кадров;


не сформирована система материально-технического, научно-методического, медико-биологического и кадрового обеспечения спортивных сборных команд области;


низкий уровень оплаты труда тренеров-преподавателей спортивных школ области и других специалистов отрасли.


2. Факторы, сдерживающие развитие спорта высших достижений:


несовершенная система подготовки спортсменов высокого класса, в том числе лиц с ограниченными возможностями;


недостаточное финансирование для подготовки и участия в соревнованиях высокого уровня.