Действующий

Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Социальная поддержка граждан" (с изменениями на 15 марта 2024 года)



1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Забайкальского края "Социальная поддержка граждан"


Система социальной поддержки населения должна быть ориентирована на создание равных для населения условий, обеспечивающих достойное качество жизни и защиту социально уязвимых категорий населения, таких как малообеспеченные граждане, семьи с детьми, люди пожилого возраста, инвалиды, лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию.


Получателями социальных выплат ежегодно являются более 270 тысяч человек - каждый третий житель Забайкальского края. Гражданам предоставляются 70 видов социальных выплат, из них более 70% - с учетом принципа адресности и критериев нуждаемости. Общий объем социальной помощи с 2019 года составил 59,4 млрд. рублей.


Более 13 миллиардов рублей в год направляется на поддержку семей с детьми - это прямые выплаты для более чем 98 тысяч семей. В рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта более 2,5 тыс. семей улучшили свое финансовое положение.


С 2023 года отмечается снижение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Забайкальского края, на 8,7% (с 6 022 до 5 498 человек). Доля детей-сирот, воспитывающихся в семьях, возросла с 76% до 77%.


Одна из основных задач социальной сферы - помочь пожилым землякам как можно дольше оставаться социально активными. В последние годы осуществляется переход к практике постоянного ухода за людьми пожилого возраста и инвалидами. В рамках реализуемого регионального проекта "Старшее поколение" внедрена и совершенствуется работа в рамках системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами (далее - СДУ). Системой СДУ охвачено более 800 нуждающихся граждан. 8 государственных учреждений социального обслуживания реализуют мероприятия по созданию и внедрению СДУ, действуют 4 отделения дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов с целью поддержания физической и психологической активности, предотвращения социальной изоляции. Действуют "школы ухода" для обучения граждан, осуществляющих уход на основе родственных соседских или дружественных связей.


Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан базируется на применении двух подходов:


категориального - без учета (проверки) нуждаемости граждан (семей);


адресного - с учетом нуждаемости граждан (семей), исходя из соотношения их доходов с установленной в крае величиной прожиточного минимума соответствующих социально-демографических групп населения.


Меры социальной поддержки в категориальной форме дифференцированы с учетом заслуг граждан по защите Отечества, в связи с безупречной военной, иной государственной службой, продолжительным добросовестным трудом, в связи с последствиями политических репрессий.


При этом одним из основных резервов для оптимизации структуры расходов бюджета является проведение структурных реформ в социальной сфере, в том числе за счет повышения адресности социальной поддержки граждан, при этом достижение максимального социального эффекта оказания такой поддержки из бюджетов всех уровней должно основываться на критерии нуждаемости граждан.


В настоящее время наиболее значимыми проблемами в сфере социальной защиты граждан являются:


сохраняющееся материальное неблагополучие у достаточно значимой части населения края (хотя доля такой категории граждан постепенно сокращается);


нежелание и неготовность ряда категорий граждан принимать на себя ответственность за собственное материальное благополучие, избыточные надежды на государственную помощь и поддержку;


ограниченность финансовых возможностей краевого бюджета для поддержания достаточно высокого уровня благосостояния нуждающихся граждан;